Реформы от МВФ стабилизируют ситуацию, но не помогут развиваться
Подписав очередную программу сотрудничества с Международным ¬валютным фондом, власти стиснули зу¬бы и пообещали: без реформ не обойдется. Не ясно только, насколько и должники, и кредиторы нацелены на серьезные преобразования. Или всех устраи¬вает решение ситуа¬тивных проблем?
Операция «Затянутый пояс»
Возвращение к приостановившемуся было сотрудничеству с МВФ стало поводом для праздника на правительственной «улице». С одной стороны, в страну уже пришла новая порция денег, которые так долго ждали, с другой — воз¬обновление дружбы с МВФ должно продемонстрировать всему миру: с новой украин¬ской властью можно и нужно работать. Но, помимо очевидной материальной выгоды и «имиджевых дивидендов», от работы с фондом в Украине традиционно ожидают еще одного позитива — невольной или осознанной помощи в проведении реформ.
После того как Правительство объяснило, что роста тарифов на газ и поднятия планки пенсионного возраста для женщин не избежать, вмешательство МВФ снова, казалось бы, стало своеобразным толчком к проведению непопулярных с политической точки зрения реформ. Тем более что власть имущие постоянно заверяют: они не собираются останавливаться
на достигнутом и готовы работать над «серьезными программами модернизации экономики», если цитировать Николая Азарова. Так какие же изменения к лучшему предполагает меморандум?
Шпаргалкой по проведению всеобъемлющих преобразований текст документа не является. Как и в случае с предыдущим меморандумом времен правления Юлии Тимошенко, текст нынешнего скорее пытается дать ответ на вопрос «Как жить прямо сейчас?». Если говорить о глобальных изменениях, то этому посвящен раздел «Реформы, содействующие ро¬сту», но большей конкретики, чем упоминание об уже написанном законе о госзакупках, там найти сложно.
Наиболее громкие инициа¬тивы Правительства — новые тарифы и пенсионная реформа — проходят как раз по статье увеличения доходов и уменьшения расходов. Например, считается, что, если отложить выход на пенсию уже в 2011 году, это позволит сэкономить 2 млрд грн., а коррекция системы пересчета дополнительных выплат — это еще 6,2 млрд, не говоря уже о дополнительных 3 млрд за счет появившейся необходимости для «единоналожников» отчислять средства в ПФ. Подобные планы выглядят в высшей степени оптимистично, но, если учесть, что, к примеру, в 2010 году дефицит Пенсионного фонда предположительно составит свыше 26 млрд грн., сразу выйти на ноль Правительству не удастся.
Пенсионная реформ спасет баланс ПФ, поднятие тарифов (вероятно, неоднократное) и отмена части льгот промпредприятиям — «Нафтогаза», сокращение трат и увеличение налоговых поступлений (вкупе с их тщательным администрированием — на это надеется Правительство ¬Н.Азарова) в целом помогут латать дыры в государственном бюджете. Насколько близки к настоящей реформе и эти новшества — пока сказать трудно.
Ограниченные советы
Забота Международного валютного фонда о том, чтобы к моменту «судного дня» наше государство не осталось без средств, выглядит вполне оправданно. И упование фонда на проведение хотя бы минимально необходимых реформ объясняется скорее желанием попытаться стабилизировать состояние должника, а не одним только намерением нести цивилизацию в заблудшие массы. С другой стороны, в Украине имеет вес и мнение экспертов, счита¬ющих, что МВФ сознательно способствует тому, чтобы отечественные власть имущие ограничивались полумерами — рывок в светлое будущее мог бы слишком быстро снять наше государство с «кредитной иглы».
Даже с учетом того, что полномасштабным анонсом реформ заявленную программу сотрудничества с Международным валютным фондом считать трудно, можно допустить, что в случае реализации эти благие намерения помогли бы изменить ситуацию в Украине. Правда, для этого требования «расстегнутого кошелька» должны сов¬пасть с доброй волей потенциальных исполнителей реформ.
Можно допустить, что при желании первые преобразования, проведенные, что называется, из-под палки, со временем могли бы превратиться в полномасштабные реформы. Повышение пенсионного возраста для женщин в перспективе стало бы только одним пунктом в плане глобального пересмотра принципов работы ПФ, поднятие газовых расценок способствовало бы трудам на ниве энергосбережения и так далее. Но, когда речь идет о деятельности украинского политикума, опыт позволяет предположить, что дело может не дойти не только до развития идей, но и, возможно, до начала их реализации.
«Нам бы только день простоять...»
Складывается впечатление, что, получив долгожданный первый транш, руководство страны продолжает почивать на лаврах, благо отпускной период и жара тому способствуют. Заметная часть усилий членов Правительства сейчас направлена на то, чтобы доказать, что от «антинародных» решений избирателю (до выборов осталось менее трех месяцев) вреда не будет. Главное обоснование целесообразности сотрудничества с МВФ: надо — значит, надо.
Несмотря на то что в Правительстве продолжают уверять: требования кредитора будут выполнены, и никуда от них не деться, — есть и альтернативные мнения. Говоря о том, что сиюминутные перемены не ожидаются, «регио¬нал» Михаил Чечетов уточнил, что за 10 лет, которые планируется посвятить 5-летнему «приросту» пенсионного возраста для женщин, многое может измениться. «А что там будет через 10 лет? Может, через 10 лет мы уже будем жить на Марсе», — риторически вопрошал он.
Подход а-ля «Нам бы только день простоять да ночь продержаться!» (а дальше все как-нибудь утрясется) для украинских властей — одна из излюбленных схем поведения. С учетом того, что проблемы с предстоящими «полуреформами» Украину могут ждать уже на старте, поверить в обещанную модернизацию тяжело. Хотя нынешняя риторика может объясняться предвыборной лихорадкой. Да и вряд ли власть будет спешить портить отношения с МВФ, ведь си¬стематическое невыполнение требований Правительством Ю.Тимошенко уже приводило к замораживанию финансово полезного сотрудничества. Но и успешное воплощение в жизнь нескольких пунктов меморандума вовсе не гарантирует развития реформаторских идей. Глядя на поведение руководства страны, можно допустить, что оно готово ограничиваться минимально необходимыми нововведениями, позволяющими держаться на плаву, и рассчитывает на дальнейшую выдачу кредитных «спасательных кругов».
А вот мысль о самостоятельном плавании, судя по разнообразию реакций внутри властного лагеря, традиционно большого энтузиазма не вызывает. Вот только угро¬жающие отечественному экономическому благополучию «волны» по-прежнему растут…
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!