Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики признал неконституционными законопроекты, которыми предлагается запретить создание и функционирование военных формирований в Украине, ликвидировать «Беркут», провести выборы Президента в марте этого года и вдвое уменьшить численность работников органов прокуратуры.
Народные депутаты не первый раз пытаются ликвидировать «Беркут», внося соответствующие законопроекты. Очередную такую инициативу (№3733) подготовили Арсений Яценюк и Олег Тягнибок. Они предлагают лишить рядовой и начальственный состав «Беркута» воинских и специальных званий и запретить им занимать должности в правоохранительных органах в течение 5 лет. По мнению нардепов, принятие такого закона поможет избежать избиения граждан и обеспечит конституционное право на свободу мирных собраний. К тому же ликвидировать спецподразделение должны до 1 февраля 2014 г.
Однако члены комитета считают: нормы относительно лишения званий и запрета занимать должности являются видом уголовного наказания в соответствии с пп.2, 3 ч.1 ст.51 Уголовного кодекса. Согласно ч.1 ст.62 Конституции виновность лица устанавливается в законном порядке, а уголовное наказание назначается в обвинительном приговоре суда. Таким образом, комитет пришел к выводу, что предлагаемые проектом изменения противоречат Основному Закону.
Негативное заключение получил и проект закона №3783, которым предлагается уменьшить до 10 тыс. лиц численность работников органов прокуратуры (в пояснительной записке к проекту отмечено, что на 2012 г. их количество составляло около 20 тыс.) и утверждать ее в законодательном порядке, а не приказом Генерального прокурора. Однако, как отметил председатель комитета Валерий Писаренко во время обсуждения этой инициативы, установление полномочий ВР относительно определения общей численности работников органов прокуратуры не может быть предметом регулирования законами.
По аналогичным мотивам негативное заключение получил и проект №3765, которым предлагается, чтобы спецподразделения милиции создавались исключительно с согласия Верховной Рады, а функционирование военных формирований в структуре милиции вообще было запрещено.
Однако не только спецподразделения милиции и прокуроры беспокоят народных избранников. Например, Александр Бригинец подсчитал, что выборы Президента должны состояться 30 марта 2014 г.
В проекте №3851 нардеп объясняет, что «инаугурация В.Януковича состоялась 25.02 2010, соответственно пятый год полномочий Президента начинается с 26.02.2014». По мнению нардепа, ч.5 ст.103 Конституции «прямо указывает, что очередные выборы главы государства проводятся в последнее воскресенье марта пятого года полномочий Президента».
Поэтому А.Бригинец убежден, что «последнее воскресенье марта 2014 г., который, соответственно, является пятым годом полномочий В.Януковича, приходится на 30 марта, на которое Верховная Рада обязана назначить очередные президентские выборы».
Как определил Комитет ВР по вопросам правовой политики, проект №3851 не согласовывается с п.16 разд.XV «Переходные положения» Конституции. В нем прямо указано, что очередные президентские выборы проводятся в последнее воскресенье марта 2015 г. А следовательно, предлагаемый проект противоречит положениям Основного Закона.
Комитет впервые рассматривает проекты, которыми депутаты пытаются изменить полномочия ВР, добавляя ей обязанности. Поэтому парламентскому подразделению в очередной раз приходится напоминать, что «полномочия ВР определяются Конституцией». Будем надеяться, в дальнейшем авторы законодательных инициатив учтут выводы своих коллег.
Ведь если законопроект качественно подготовлен, шансы, что он будет одобрен профильным комитетом, значительно возрастают.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!