Несколько слов о водительских правах как залоге благожелательного отношения к инспектору ГАИ
Завершая цикл статей, посвященных уже вступившему в силу закону об отмене техосмотра (полное название — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» №3565-VI), рассмотрим одно небольшое для рядового водителя, но принципиальное для всей системы Госавтоинспекции упрощение.
Закон суров, но...
Упрощение это оказалось настолько принципиальным, что ГАИ ну никак не хочет смириться с ним.
Речь идет об обязанности водителя передавать по требованию работника милиции для проверки права и техпаспорт. Точнее — об исключении такой обязанности из ст.16 закона «О дорожном движении» с 13 августа этого года. Теперь водитель обязан «иметь при себе и по требованию работников милиции... предъявлять для проверки удостоверение водителя, регистрационный документ на транспортное средство, а в случаях, предусмотренных законодательством, страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности».
Упоминание об обязанности передачи этих документов для проверки также исчезло из диспозиции нормы ст.126 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за управление транспортными средствами лицами, не имеющими соответствующих документов или не предъявившими их для проверки.
Казалось бы, наконец-то! Теперь общение с инспектором ГАИ вообще станет «бесконтактным»: через щель в окне двери автомобиля поинтересовался его документами, приложил к стеклу свои, спросил о причине остановки — и езжай себе дальше.
Однако в Госавтоинспекции МВД считают иначе. Во исполнение п.3 «Заключительных положений» закона №3565-VI ведомство разработало и разместило для обсуждения на своем официальном сайте проект постановления Кабмина, вносящий изменения в Правила дорожного движения.
Данным документом предлагается установить, что водитель обязан предъявить документы на право управления транспортным средством, а в случае возникновения подозрения относительно подделки передать их работнику милиции для проверки.
Как часто на дороге будут возникать такие подозрения и почему инспекторам ГАИ так важно заполучить в свои руки эти права — вопросы, ответов на которые вы, к сожалению, не найдете в весьма формально составленной пояснительной записке к проекту.
Картина маслом
Однако каждый рядовой водитель хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда, передав права и техпаспорт работнику милиции, приходилось продолжать разговор об их возвращении уже в служебной машине последнего. Хочешь не хочешь, а ты фактически поставлен в проигрышную ситуацию просителя, передавшего в залог хороших отношений с блюстителем порядка свои документы. Налицо — явный коррупциогенный фактор, если говорить сухим нормотворческим языком.
Если постановление Кабмина будет принято в предложенной редакции, инспектор по-прежнему будет требовать передать ему документы, мотивируя свои действия надуманными подозрениями. Сомневающемуся в правоте гаишника водителю можно дополнительно намекнуть, что отказ в передаче документов вот прямо сейчас, при двух свидетелях, превратится в злостное неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции. А это — ст.185 КоАП, предусматривающая до 15 суток административного ареста.
Кстати, именно так Главное управление в г.Киеве Управления Госавтоинспекции МВД в своем письме от 1.04.2011 №4-885 разъяснило практику применения ст.185 КоАП. Об этом письме дорожные активисты вспомнили накануне отмены техосмотра.
Мы уверены, что изложенная выше логика ГАИ и протоколы, составленные по фактам «злостных неповиновений», в конце концов будут признаны несостоятельными. Только произойдет это не ранее, чем дела об этих админправонарушениях попадут в суд благодаря единицам принципиальных и сознательных граждан. Однако то, что от предложенной ГАИ нормы до этого пострадает миллион несознательных граждан, сомневаться не приходится: в вопросе перспективы загреметь на 15 суток или расстаться с несколькими сотнями денежных знаков выбор очевиден.
Все это — ближайшая перспектива практики применения нормы ПДД об обязанности водителя передать документы работнику милиции, если такая норма, конечно, появится в этих правилах.
Семь раз отмерь...
Но, пока Госавтоинспекция принимает пожелания по поводу своих идей, можно попытаться упредить описанную ситуацию путем подачи соответствующих замечаний и предложений.
Безусловно, при наличии подозрений в подделке прав или техпаспорта такие «документы» должны изыматься. Только вот не по Правилам дорожного движения, а по правилам уголовного судопроизводства. Подделка документов — преступление. Так определено в ст.358 Уголовного кодекса.
Порядок производства по уголовным делам на территории Украины осуществляется исключительно по правилам Уголовно-процессуального кодекса. Суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры для установления события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и для их наказания.
Непосредственное выявление указанными выше субъектами признаков преступления является поводом для возбуждения уголовного дела.
Подозрение в совершении преступления (в том числе возникающее у инспектора ГАИ) предполагает либо задержание лица, либо применение к нему меры пресечения.
Из положений стст.1, 3, 4, 431, 94 УПК следует по крайней мере три вывода:
1) порядок производства госорганами любых действий, связанных с подозрениями граждан в совершении преступлений, может устанавливаться исключительно в УПК;
2) данные вопросы на самом деле уже в достаточной мере урегулированы УПК;
3) в части установления обязанностей водителя, который подозревается работником ГАИ в совершении преступления, проект постановления Кабмина, подготовленный Госавтоинспекцией, противоречит УПК.
Этих позиций по идее должно быть достаточно для того, чтобы исключить проблемную норму из проекта.
От редакции
Изложенные в данной статье аргументы с предложением исключить из проекта постановления Кабмина положение об обязанности водителя передавать документы работнику милиции были направлены нашей газетой Управлению ГАИ МВД Украины.
О других нюансах Закона об отмене техосмотра читайте в материалах "ЗиБ":
«ТО да не то» – действительно ли отменен техосмотр и как теперь Госавтоиспекция будет обеспечивать исправность технических средств на дорогах;
«Стоп, машина!» – в каких случаях теперь сотрудник ГАИ имеет право останавливать вашу машину и что нужно знать водителю о законных основаниях и поводах инспектора.
«Без ТО нет ГО?» - как отмена техосмотра повлияет на страховки каско и автогражданку.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 8.03 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!