Админсуды пытаются выработать единый подход к защите льготных категорий граждан
Институт административного судопроизводства призван поставить субъекта властных полномочий на одну ступень с гражданином и обязать первого доказать в суде правомерность своих решений, действий или бездействия. Однако, как свидетельствует анализ судебной практики, до сих пор отсутствует в законченном виде правовая защита физических и юридических лиц в отношениях с государственными административными органами в отдельных категориях дел.
Судопроизводство на равных
Согласно общим конституционным принципам государство гарантирует своим гражданам надлежащие условия для жизни, надлежащий уровень образования, надлежащее медицинское обслуживание, надлежащее социальное обеспечение и дает другие гарантии, которые должны реализовываться в стране путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В соответствии с ч.2 ст.3 Конституции права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, особенно относительно защиты малообеспеченных слоев населения. Ведь согласно ст.46 Конституции граждане имеют право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, в старости и т.п.
За последнее десятилетие принимались законы, которые теоретически гарантировали социальную помощь льготным категориям граждан, однако фактически не выполнялись. Так, после принятия в 2004-м закона «О социальной защите детей войны» появилась новая категория лиц. «Детьми войны» данным законом признаны граждане, которым на 2 сентября 1945 года не исполнилось 18 лет.
Украина была первым (и до сих пор — единственным) государством в мире, установившим правовой статус «ребенок войны» для свыше 6 млн своих граждан. Однако из-за невыделения в государственном бюджете средств на такие выплаты нормы важного социального закона долгое время не выполнялись. Начиная с 2007 года Конституционный Суд своими решениями признавал неконституционными положения законов о социальных выплатах. С тех пор исковыми заявлениями от «детей войны» завалены отечественные суды.
Учитывая то, что задачей судопроизводства является решение спора, поиск и установление истины, суд не может быть пассивным наблюдателем, когда заложниками этой ситуации сегодня стали тысячи граждан и фактически вся система административного судопроизводства. Чтобы выработать единую судебную практику по делам о социальных выплатах (а они сейчас являются наиболее распространенными), ориентируясь на высокопрофессиональную деятельность и позитивный результат, уже с начала своей деятельности Винницкий апелляционный административный суд занимается поиском путей урегулирования проблем, выявленных во время осуществления правосудия.
Уже за первые полгода деятельности наш суд рассмотрел 6437 дел, большая часть их — социальные споры, предметом которых являются решения и действия соответствующих государственных органов о начислениях и выплатах разнообразных видов социального обеспечения.
Проблема массовости дел, касающихся интересов наиболее незащищенных слоев украинского общества, по-прежнему актуальна для всей административной юстиции и побуждает к принятию действенных организационных мер в данной сфере, можно сказать, выходит на первый план.
Проблемы с особенностями
Для того чтобы дать рекомендации, руководствуясь п.4 ч.1 ст.27 закона «О судоустройстве и статусе судей», были проведены семинары для местных общих судов, в частности на тему «Проблемные вопросы применения законодательства во время рассмотрения и решения административных дел, связанных с социальными выплатами». Такие мероприятия провели для председателей и судей местных общих судов Винницкой, Хмельницкой и Черновицкой областей, в них также приняли участие руководители главных управлений Пенсионного фонда в указанных областях и главных управлений труда и социальной защиты населения областных государственных администраций. Во время семинаров обсуждался ряд проблем, касающихся особенностей рассмотрения дел, связанных с социальными выплатами гражданам, отнесенным к категориям «дети войны», «чернобыльцы» и «работающие пенсионеры».
Особое внимание уделили вопросу введения процедуры ускорения рассмотрения дел индивидуального характера (ст.1832 КАС), к которым отнесены дела об обжаловании решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий об исчислении, назначении, перерасчете, осуществлении, предоставлении, получении социальных выплат, доплат, услуг, помощи, защиты, льгот. Ведь целью данной процедуры, введенной в КАС законом «О судоустройстве и статусе судей», было ускорение рассмотрения таких дел и обеспечение безотлагательного исполнения решений для оперативной и эффективной судебной защиты нарушенных прав.
Также рассматривался вопрос применения сроков обращения в административный суд. Так, во время обсуждения судьи Винницкого апелляционного административного округа пришли к выводу, что, учитывая ч.2 ст.99 КАС, в случае отсутствия спора о праве, право истца на перерасчет пенсии подлежит защите в период с даты, предшествующей 6 месяцам до дня обращения в суд. Однако суд не может ограничивать орган, ответственный за осуществление периодических выплат, определенным временем, а следовательно, и не должен устанавливать конечный срок выплаты пенсии.
Судьи же апелляционной инстанции обратили внимание на то, что судам первой инстанции необходимо применять срок обращения в суд в зависимости от вида платежа и длительности периода, за который возник спор, учитывать возможные случаи, когда в части требований исковое заявление следует оставлять без рассмотрения, учитывая нормы ст.100 КАС, а в другой части открывать производство.
Недостатки защиты
Не останавливаясь на урегулировании вопросов справедливой социальной защиты граждан в судебном порядке, Винницкий апелляционный админсуд инициировал проведение круглого стола с адвокатами округа. Проанализировав практику пересмотра решений судов первой инстанции по данной категории споров, мы сделали выводы, что в исковых требованиях допускаются неточности: не учитывается специфика осуществления правосудия в таких делах, в некоторых случаях исковые заявления не отвечают содержанию и форме, установленным КАС, что, в свою очередь, затягивает своевременную и эффективную защиту лиц, предусмотренную таким видом процессуального рассмотрения, как сокращенное производство.
Кроме выявленных недостатков оформления исковых заявлений, обсуждались последние изменения в законодательстве, которым регулируются социальные выплаты. При рассмотрении административных споров этой категории до недавнего времени суды руководствовались законами, которыми установлены соответствующие размеры выплат, доплат, помощи и льгот, в частности законами «О социальной защите детей войны», «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы», «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц». С 19 июня этого года, после вступления в силу закона «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете на 2011 год» от 14.06.2011, нормы и положения данных актов применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров, исходя из имеющегося финансового ресурса бюджета Пенсионного фонда на 2011 год.
Вынесенные на обсуждение во время круглого стола проблемы вызвали бурную дискуссию. Приглашенные на мероприятие адвокаты указали на ряд пробелов в законодательстве при рассмотрении дел, связанных с социальными выплатами, а также отметили необходимость единого подхода к решению этих вопросов.
***
Подводя итоги, можем сделать выводы о важности такой деятельности. Ведь, во-первых, обсуждение безотлагательных проблем в правоприменительной деятельности с судьями способствует выработке единой судебной практики и совершенствованию осуществления правосудия. Во-вторых, дискуссии с представителями защиты показали, что общество проявляет интерес к этой проблеме. Вместе с тем такие мероприятия способствуют тому, чтобы все органы государственной власти направляли свои усилия на преодоление назревших проблем и обеспечение предусмотренных Основным Законом прав и гарантий граждан.
Однако, к сожалению, на современном этапе развития судебной ветви власти нерешенным остается вопрос исполнения судебного решения, поскольку именно это является залогом эффективного правосудия. Основной законодательный механизм, призванный обеспечить исполнение решений суда, — ответственность за его неисполнение. Именно поэтому судам необходимо активизировать осуществление предоставленных ст.267 КАС полномочий относительно такого контроля и обязать субъекта властных полномочий, не в пользу которого принято решение, подать в установленный судом срок отчет об исполнении вердикта. Ведь судебная защита приобретет реальное содержание только тогда, когда суд о полной мере использует все необходимые для этого механизмы.
Подводя итоги проведенной работы, можно отметить, что, несмотря на еще имеющиеся недостатки, приобретенный опыт является обоюдно полезным и производительным.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 8.03 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!