или Как заставить политические объединения соревноваться не за количество установленных билбордов, а за качество предвыборных программ
Международные организации рекомендуют нашему государству ввести прямое государственное финансирование политических партий. Некоторые отечественные эксперты поддерживают эту идею, но выражают опасение, что у украинцев она вызовет раздражение.
Ключевые вопросы
Избирательное законодательство можно совершенствовать бесконечно. Однако даже частое внесение изменений не гарантирует стремительного приближения отечественных избирательных правил к европейским стандартам. Зарубежные специалисты констатируют: определенные сдвиги есть, однако многие вопросы остаются нерешенными.
Так, на круглом столе, организованном Министерством юстиции, обсуждали рекомендации GRECO, Европейской комиссии «За демократию через право» и ОБСЕ/БДИПЧ, касающиеся финансирования политических партий и избирательных кампаний, возможности внесения соответствующих изменений в национальное законодательство.
Представитель секретариата Венецианской комиссии Амая Убеда убеждена, что финансирование политических партий является ключевым вопросом преобразований. «Избирательную реформу невозможно осуществить без надежной системы регулирования финансирования избирательной кампании и политических партий в соответствии с европейскими стандартами», — подчеркнула А.Убеда.
Также она отметила: государственное финансирование имеет большие преимущества, поскольку создает уникальный механизм применения санкций за нарушение правил финансирования избирательных кампаний, требований к отчетности, предоставлению заключений и за ненадлежащее использование государственных средств.
«Все это может привести к потере права на государственное финансирование. Последнее облегчает процесс мониторинга. В связи с этим госфинансирование введено во всем мире как средство предотвращения коррупции», — подчеркнула эксперт.
А.Убеда отметила: общеизвестно, что во время финансового кризиса процесс реформ замедляется. «Но если государственное финансирование не будет введено, то должен быть предложен альтернативный эффективный механизм предотвращения нарушений», — считает эксперт.
Прозрачность сметы
Советник по избирательным вопросам ОБСЕ/БДИПЧ Люсине Бадалян напомнила, какие рекомендации, касающиеся усовершенствования избирательного законодательства, в свое время были даны Украине. Так, международные учреждения советовали конкретизировать перечень финансовой информации, подлежащей раскрытию; увеличить частоту подачи финансовых отчетов (желательно перед выборами и после них), обеспечить равные условия для финансирования политических кампаний и разработать более детальные нормы относительно санкций и ответственности за нарушение правил финансирования избирательных кампаний.
Также, по мнению евроэкспертов, необходимо, чтобы был один орган, который будет контролировать финансовую деятельность политобъединений и реагировать на возможные нарушения. А еще стоит ввести государственное финансирование партий.
«Учет нескольких рекомендаций не решит всех проблем, поскольку все они взаимосвязаны», — отметила представитель ОБСЕ/БДИПЧ. Она также обратила внимание на то, что государственное финансирование основывается на трех основных принципах: наличии независимого органа контроля, разумном государственном финансировании и полном раскрытии информации.
«Раскрытие информации способствует прозрачности сбора и расходования средств. Эффективный контроль требует создания независимого органа с необходимыми полномочиями относительно надзора и расследования, если возникает необходимость инициировать судебные иски. К тому же вместе с частным финансированием возникает потребность и в госфинансировании, которое обеспечит диверсификацию источников финансирования политических партий», — подчеркнула Л.Бадалян.
Эксперт отметила: правила финансирования политических партий должны включать требование отчитываться о поступлениях и расходах. «Это желательно делать перед выборами. А итоговый отчет следует подавать в орган контроля и в Центральную избирательную комиссию и обязательно размещать на веб-сайте», — подчеркнула Л.Бадалян.
Контроль за деньгами
Когда речь зашла о независимом органе контроля, эксперт напомнила о рекомендации Комитета министров Совета Европы 2003 г., в которой отмечено: государства должны обеспечивать независимый мониторинг финансирования политических партий и избирательных кампаний.
«Независимый мониторинг должен включать надзор за счетами политических партий и расходами, связанными с избирательными кампаниями, а также подачу и обнародование информации о них. Мониторинг могут осуществлять разные органы. Во многих странах — это орган по управлению избирательным процессом, специальный профессиональный орган по рассмотрению этих вопросов. Но независимо от того, какой орган будет рассматривать отчеты партий, необходимо, чтобы было эффективное законодательство для защиты этого органа от политического давления и для обеспечения его непредубежденности во время рассмотрения финансовых отчетов партий», — посоветовала представитель ОБСЕ/БДИПЧ.
По ее мнению, в законе должны быть четко определены «сдерживающие санкции за нарушение правил финансирования партий и избирательных кампаний. «Обычно за такие нарушения налагаются денежные штрафы. Общепринятая санкция — лишение государственного финансирования или штраф. Это тесно связано с введением государственного финансирования, поскольку рекомендовано многими организациями как способствующее созданию эффективного механизма контроля за финансированием партий и избирательных кампаний. Нарушение правил подачи финансовой отчетности, нецелевое использование средств может привести к потере государственного финансирования», — рассказала Л.Бадалян.
Непопулярное заявление
Украинские политики, представители общественности разделяют мнение евроэкспертов, но считают, что наше государство пока не готово к таким изменениям. «У нас нет культуры политических партий. Они создаются перед выборами, усиливаются перед выборами. И после их проведения не приносят никакой пользы. Это украинская традиция. Я бы не сказал, что она очень хорошая», — считает нардеп Давид Жвания.
По его словам, финансирование партий из госбюджета сделает их более ответственными, заставит активно участвовать в жизни народа и страны. Для партий, которым не удалось пройти в парламент, это могло бы быть компенсацией за проигрыш и в то же время стимулом готовиться к следующим выборам путем распространения собственных идей в обществе.
«Сегодня непопулярно заявлять, что партии нужно финансировать из бюджета. Ведь средств не хватает на финансирование очень многих социальных и других выплат. Однако, думаю, заявлять об этом необходимо», — отметил народный избранник.
Он также добавил: дать старт финансированию партий из госбюджета — это «дисциплинарный, психологический рывок, чтобы политобъединения несли ответственность за задекларированные в программах идеи». По его мнению, должны «соревноваться программы, мнения, идеи, обещания партий, а не количество денег, которое можно потратить на выборы».
«У нас билбордов больше, чем во всем мире. Такого количества нет ни в одной стране. Во всяком случае я не видел, чтобы, например, столица какого-либо цивилизованного государства была обклеена таким количеством агитационной продукции на рекламных щитах», — отметил Д.Жвания.
Представители оппозиции тоже согласны с тем, что партии должны конкурировать на основе политических идей и стратегий. А вот над тем, каким образом и на какие именно средства должны финансироваться партии, нужно еще подумать. Ведь экономическая ситуация такова, что не всегда хватает средств на защищенные расходы бюджета, поэтому идея «кормить» политобъединения за государственные средства может вызвать у граждан лишь раздражение.
А для того, чтобы орган, который будет контролировать поступления и расходы партий, не был коррумпированным, оппозиция предложила привлекать к проведению финансового аудита политических конкурентов.
Конечно, рекомендации евроэкспертов помогли бы Украине проводить выборы по стандартам Старого Света. Однако с внесением изменений в национальное законодательство, по-видимому, спешить не стоит: сначала нужно решить экономические проблемы и вернуть доверие граждан к партиям как к организациям, отвечающим за свои слова и обещания.
Прямая речь
ЛЮСИНЕ БАДАЛЯН, советник по избирательным вопросам ОБСЕ/БДИПЧ:
— Я просмотрела статистику и была удивлена: лишь в 6—7 европейских странах нет прямого государственного финансирования политических партий. Одна из этих стран — Украина. А также такие страны, как Мальта, Андорра (с населением меньше 0,5 млн человек). Практика прямого государственного финансирования введена в большинстве европейских государств.
ГЕОРГИЙ КРЮЧКОВ, народный депутат ВР III и IV созывов:
— Что касается государственного финансирования партий. Хотел бы, чтобы наши зарубежные гости учитывали ситуацию в конкретном государстве. Можно сравнивать нас с Мальтой, Лихтенштейном — с кем угодно! Но в Украине своя ситуация. В наших условиях государственное финансирование нисколько не уменьшит зависимости политических партий от тех, кого называют частными донорами. Правильно говорят: если вводить государственное финансирование деятельности политических партий, то нужно создать независимый мониторинговый орган, который контролировал бы данный вопрос. А это еще один канал для коррупционных действий, потому что тех, кто осуществляет мониторинг, нужно будет хорошо задобрить, чтобы они провели хороший аудит. Таковы реалии Украины. Не думаю, что кто-то будет это отрицать.
Материалы по теме
ВР досрочно прекратит полномочия члена ЦИК
16.11.2022
Современные алгоритмы избирательного процесса вызывают у граждан политическую апатию — глава комитета НААУ
в„–5 (1563), 05.02—11.02.2022
Чилийцы проголосовали за молодость и социальное равенство
в„–52 (1558), 25.12—31.12.2021
Кандидатов на выборах от пренебрежения и оскорблений суд будет защищать вне очереди — проект
в„–44 (1550), 30.10—05.11.2021
Лицам с двойным гражданством хотят запретить голосовать - проект
в„–5 (1511), 30.01—05.02.2021
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!