Ощущает ли бизнес необходимость в корпоративных секретарях и кому подчинить новообразованную штатную единицу?
После принятия в 2008 году закона «Об акционерных обществах» стартовала реформа корпоративного управления. В течение трех следующих лет в правовой акт был внесен ряд изменений, сглаживающих недостатки его первоначальной версии. Но корпоративное управление — чрезвычайно динамическая сфера деятельности, поэтому в ближайшее время субъектов хозяйствования ожидают новые правила, а на поле может выйти новый игрок — корпоративный секретарь.
Тройка — в ожидании
Текущий год оказался чрезвычайно урожайным на законодательные инициативы, которые так или иначе должны изменить жизнь субъектов хозяйствования. Сейчас на рассмотрении Верховной Рады находятся три законопроекта, касающиеся корпоративного управления (№№2013а, 3441, 2037).
Первым документом, который должен рассматриваться во втором чтении, предусматривается, помимо прочего, возможность миноритарных акционеров, пострадавших от деятельности менеджмента АО, обращаться в суд с иском против общества. Такой инструмент, по убеждению экспертов, будет служить действенным способом защиты акционерами собственных прав. «ЗиБ» уже обращал внимание на данную инициативу (см. №44. — Прим. ред.).
Цель законопроекта №3441 — внедрить механизм squeeze-out, согласно которому акции миноритарных акционеров подлежат обязательной продаже по требованию акционера — владельца 95% и больше акций общества. Документ в настоящее время прорабатывается в профильном комитете ВР.
Ко второму чтению готовится законопроект №2037, который закрепляет институт корпоративных секретарей, то есть должностных лиц общества, уполномоченных осуществлять коммуникации с акционерами и другими инвесторами. Так, предусматривается, что в АО, в котором количество владельцев простых акций не превышает 100 человек, должность корпоративного секретаря может вводиться, а в обществах, где количество владельцев простых акций свыше 100, такая должность вводится обязательно.
С корпоративным секретарем будет заключаться гражданско-правовой или трудовой договор, такой специалист будет избираться на срок 3 года.
Потенциальная штатная единица оказалась в центре внимания участников ІІ всеукраинского форума корпоративных секретарей (корпоративного управления), проведенного Правовой группой «Павленко и Побережнюк» и Агентством по развитию инфраструктуры фондового рынка.
Во время мероприятия директор центрального территориального департамента Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Виктор Жупаненко обратил внимание собравшихся на типичные нарушения процедуры созыва и проведения собрания общества. Например, часто в материале для публикации о созыве такого собрания не указывается местонахождение общества и место, где акционеры и инвесторы могут ознакомиться с документами, которые выносятся на повестку дня. Кроме того, не единичны случаи непредоставления обществом информации на запрос акционера.
Наличие подобных случаев, по убеждению В.Жупаненко, должно служить для акционеров сигналом об отсутствии в обществе корпоративной культуры. В то же время появление должности корпоративного секретаря позволит изменить ситуацию. Ведь чем прозрачнее будут осуществляться коммуникации между акционерами, тем больше инвестиций можно будет привлечь.
Также В.Жупаненко рассказал, что лишь половина из 4000 зарегистрированных в столице и области АО подали годовой отчет. Другие ждут «писем счастья» от НКЦБФР и только тогда раскроют информацию о себе. «Почему такое поведение имеет место? Не хотят выполнять закон или из-за отсутствия корпоративной культуры?» — поинтересовался у аудитории докладчик и сам дал ответ на вопрос. Мол, дело в том, что реальный бизнес занят зарабатыванием средств и у него нет времени на такие действия. В то же время корпоративный секретарь должен этим заниматься.
«Корпоративное управление — не просто обязанность сдавать отчеты в соответствующие органы, это важный институт формирования доверия в нашем обществе», — подчеркнул президент Торгово-промышленной палаты Геннадий Чижиков. В свою очередь член НКЦБФР Анатолий Амелин отметил, что сейчас отсутствует единая практика корпоративного управления и коммуникаций, в то же время существует множество корпоративных конфликтов, урегулировать которые мирным путем не получается, поскольку нет корпоративных секретарей.
Слуга двух господ
Несмотря на то что пока обязанность обществ ввести должность корпоративного секретаря законодательно не установлена, во многих компаниях такая штатная единица уже появилась. «Кто такой корпоративный секретарь? Не отождествляется ли эта должность с юристом, делопроизводителем или медиатором?» — спросите вы.
Как отметила в комментарии «ЗиБ» адвокат, партнер ПГ «Павленко и Побережнюк», советник председателя НКЦБФР Александра Павленко, функция корпоративного секретаря двоякая. «Корпоративный секретарь занят исключительно делопроизводством в отношении миноритарных акционеров. Его задача — осуществление коммуникаций между обществом и последними. Например, отправка писем акционерам. И это не только бумаги, а соблюдение корпоративных прав». А вот в отношении мажоритарных акционеров функция корпоративного секретаря совсем иная: «Делопроизводства здесь нет вообще. Это работа с активами, управленческими моментами, особенно если речь идет о холдинговых структурах».
Если по поводу необходимости такой должности участники форума (среди которых были представители как крупного, так и среднего бизнеса) пришли к согласию, то относительно статуса корпоративного секретаря и его подчинения возникли вопросы. Субъекты хозяйствования делились собственным опытом и предлагали вниманию аудитории разные варианты подчиненности, уже работающие на практике.
Так, в некоторых коммерческих банках корпоративный секретарь, по сути, занимает позицию юриста и является штатной единицей юридического департамента учреждения. Есть практика, когда корпоративный секретарь возглавляет отдельное управление банка. В таком случае эта штатная единица подчиняется председателю правления, однако назначает и увольняет корпоративного секретаря наблюдательный совет. Последний также утверждает функциональные обязанности корпоративного секретаря. Он может быть одновременно и начальником отдела делопроизводства, и секретарем наблюдательного совета, подчиняясь при этом совету учредителей.
«Модели, которая прошла бы испытание временем и практикой, сейчас не существует», — подчеркнула в комментарии «ЗиБ» А.Павленко. Адвокат считает, что прямого подчинения корпоративного секретаря дирекции общества не должно быть. Более того, при наличии конфликтных ситуаций такая модель вообще представляется утопической. «В каждом индивидуальном случае подчиненность корпоративного секретаря должна отражаться во внутреннем локальном документе общества», — считает советник председателя НКЦБФР.
Во время форума неоднократно звучало мнение, что корпоративный секретарь нужен как владельцу бизнеса, так и его руководителю. Поэтому, чтобы не быть слугой двух господ, а отстаивать права акционеров и других инвесторов, таким специалистам придется попотеть. Справятся ли корпоративные секретари с поставленными задачами и станут ли в действительности «институтом доверия», покажет практика. Конечно, если соответствующая законодательная инициатива будет претворена в жизнь.
Адвокаты бизнеса
Законодательная база претерпевает изменения, субъекты хозяйствования все больше понимают важность совершенствования корпоративного управления, но ощущает ли рынок реальные позитивные тенденции? Такой вопрос интересовал участников форума. Мнения высказывались разные... Мол, на бумаге все выписано хорошо, но реально корпоративное управление находится на начальной стадии развития. Кроме того, если субъекты хозяйствования и нарушают законы, то из-за несовершенства последних.
В то же время бизнесу не следует забывать, что на страже его интересов стоят по меньшей мере два органа — НКЦБФР и ТПП. А.Амелин отметил, что система работы комиссии построена таким образом, чтобы в разработке и коррекции тех или иных нормативно-правовых актов принимали участие игроки рынка. Ведь последний формируют не только его регулятор в лице нацкомиссии, но и непосредственно участники.
Кстати, стало известно, что около 70% поступающих в комиссию жалоб касаются нарушения прав акционеров. Как сказал А.Амелин, все письма и обращения «находят обратную связь». Поэтому он призвал собравшихся не пренебрегать возможностью и обращаться в НКЦБФР, чтобы там знали о проблемах бизнеса.
Поскольку судьям порой трудно разобраться в специфике корпоративных отношений, участие комиссии при рассмотрении соответствующей категории споров, по убеждению директора юридического департамента Компании по управлению активами «КИНТО» Александра Онуфриенко, помогло бы обладателям мантий. В большом количестве споров, сообщил А.Амелин, НКЦБФР выступает как третье лицо. Кроме того, усилия органа направлены на обобщение практики применения законодательства по вопросам корпоративного управления и построение коммуникаций с судами. «Программа развития фондового рынка, утвержденная комиссией, предусматривает создание института экспертизы по вопросам корпоративного законодательства», — добавил он.
В свою очередь Г.Чижиков подчеркнул, что в странах с переходной экономикой высокий уровень корпоративной культуры даже более важен, чем экономическая составляющая. Вопросы корпоративного управления, этики и культуры, по его словам, очень важны для ТПП.
В то же время докладчик считает, что в отечественных реалиях этот орган не в полной мере оценили как институт защиты интересов бизнеса. Поэтому президент ТПП предложил участникам мероприятия активно использовать возможности палаты, чтобы совместными усилиями создавать благоприятные условия для ведения бизнеса в Украине и завоевывать доверие иностранных партнеров.
Эксперты дискутировали об ожиданиях корпоративного сектора, а также сильных и слабых сторонах законодательных инициатив.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!