Конституционная реформа усовершенствует деятельность ВККС. Но мелкие огрехи в ее работе можно устранить, лишь внеся изменения в спецзакон
Полномочия Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции должны быть четко разграничены. За некоторые проступки обладателей мантий нужно публично предупреждать. Такие советы ВККС дали судьи и эксперты.
Разграничене полномочий
ВККС как постоянно действующий орган работает уже три года. Для того чтобы рассказать о собственных достижениях и услышать предложения, направленные на усовершенствование ее деятельности, комиссия при поддержке европейских организаций провела ІІІ ежегодную международную научно-практическую конференцию. Название мероприятия — «Правовой статус ВККС: пути совершенствования квалификационных и дисциплинарных институций в свете конституционной реформы».
Конференция началась с рассмотрения вопроса о внесении изменений в Основной Закон. «В ч.1 ст.127 Конституции предлагается определить, что в Украине действуют ВСЮ и ВККС. Практика реализации закона «О судоустройстве и статусе судей», в соответствии с которым создана комиссия, показала правильность выбора государством модели построения судебной системы, согласно которой существуют два отдельных органа: ВСЮ и ВККС», — отметил председатель комиссии Игорь Самсин.
По его словам, в заключениях Венецианской комиссии ни разу не говорилось о том, что существование одновременно ВККС и ВСЮ нарушает международные принципы формирования судебной системы. «Полномочия этих органов четко разграничены законом «О судоустройстве и статусе судей» и «О Высшем совете юстиции» и не дублируются. К тому же для реализации конституционных изменений разделение соответствующих полномочий планируется усовершенствовать и конкретизировать», — отметил И.Самсин.
Он также напомнил, что в заключении относительно проекта закона «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно усиления гарантий независимости судей» Венецианская комиссия еще раз отметила возможность сохранения ВККС и ВСЮ как двух отдельных органов при условии, что они будут независимыми и «будут действовать по прозрачным процедурам».
«ВККС выполняет административноорганизационную функцию в части решения тех вопросов, относительно которых ВСЮ выполняет наблюдательную функцию, обеспечивая право на обжалование решений ВККС. Кроме того, существование двух органов в системе судоустройства обеспечивает защиту кандидатов на должность судьи, а также судей от противоправного влияния тем самым специальным органом, который принимает решение», — подчеркнул председатель ВККС.
По его мнению, функционирование двух органов не противоречит общепризнанным международным принципам. Кроме того, комиссия доказала, что работает эффективно и должна быть сохранена.
«У нас со ВСЮ не было, нет и не будет никаких недоразумений. Мы ежедневно работаем над совершенствованием нашей деятельности. У нас одна цель. Нам нечего делить», — отметил И.Самсин.
Евроэксперты также говорили о целесообразности существования ВСЮ и ВККС. Так, по словам вице-президента Венецианской комиссии Анны Сухоцкой, Европа не против, чтобы в Украине действовали два органа — и ВККС, и ВСЮ. Главное — избежать рисков дублирования полномочий этих институций. По мнению А.Сухоцкой, ради этого стоило бы «четко прописать трехуровневую систему назначения судей»: ВККС — ВСЮ — Президент.
Санкций должен быть больше
Особое внимание на конференции уделили также вопросу дисциплинарной ответственности судей. По словам Председателя Верховного Суда Ярослава Романюка, в пп.66 и 69 Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-членам относительно судей: независимость, эффективность и обязанности от 17.11.2010 отмечается, что толкование закона, оценивание фактов и доказательств, которые осуществляют судьи для решения дела, не должны быть поводом для гражданской или дисциплинарной ответственности, за исключением случаев преступного намерения или грубой халатности. Дисциплинарное производство может быть инициировано, если судья не исполнил свои обязанности эффективно и должным образом.
«По моему мнению, именно эти ключевые моменты должны быть положены в основу критериев дисциплинарной ответственности судей за принятие процессуального решения», — отметил Я.Романюк. Он также подчеркнул, что в этой рекомендации записано: дисциплинарные санкции должны быть пропорциональными. «Не могу утверждать, что в Украине для этого есть основания, поскольку сегодня существует лишь одна дисциплинарная санкция — выговор. Если обратиться к европейскому опыту, бросается в глаза то, что в европейских странах намного шире «спектр» санкций за дисциплинарные правонарушения. Особенно активно применяются такие, как предупреждение, штраф, временное отстранение от исполнения возложенных на судью обязанностей относительно осуществления правосудия с целью повышения его квалификации. Думаю, нашему законодателю стоило бы над этим подумать», — отметил руководитель ВС.
Еще один наболевший вопрос, по мнению Я.Романюка, это обжалование решения ВККС или ВСЮ в Высший админсуд, решения которого по результатам рассмотрения дела являются окончательными. «Если обратиться к международным стандартам, то они говорят: каждое государство вправе самостоятельно решать, вводить процедуру апелляционного пересмотра решения или нет. Вместе с тем эти стандарты говорят, чтобы в пустяковых делах пересмотра не допускали. Что касается дисциплинарной ответственности судей, то, я убежден, это никоим образом нельзя отнести к пустяковым делам», — подчеркнул Председатель наивысшего судебного органа.
Я.Романюк придерживается такой позиции: решения ВККС и ВСЮ должны обжаловаться в апелляционный админсуд, а ВАС должен выступать как апелляционная инстанция.
Вместо выговора — предупреждение
О необходимости внести изменения в закон «О судоустройстве и статусе судей» говорил член ВККС Николай Мельник. По его мнению, требует коррекции ст.83, которой определены основания привлечения к дисциплинарной ответственности.
«Перечень оснований привлечения судьи к дисциплинарной ответственности целесообразно дополнить следующими: членство в политических партиях; вмешательство в судейскую деятельность другого судьи; совершение действий, несовместимых со статусом судьи (предоставление юридических советов, коммерческая деятельность и т.п.)», — предложил Н.Мельник.
А вот таким основаниям, как неподача или несвоевременная подача для обнародования декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, установленными законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», указание в ней заведомо неправдивых сведений, — не место в законе.
«Ответственность за эти нарушения должна наступать исходя из предписаний антикоррупционного законодательства», — подчеркнул «квалификационник».
Как и Я.Романюк, Н.Мельник предложил дополнить перечень дисциплинарных санкций, добавив в него предупреждение или публичное замечание. «Если будем публично предупреждать судей, это принесет больше пользы, больше будет дисциплинировать их», — резюмировал член ВККС.
***
Изменения в Конституцию, конечно, улучшат работу ВККС. Одновременно последней следует инициировать внесение корректив и в закон «О судоустройстве и статусе судей». Ведь за три года деятельности комиссия изучила как сильные, так и слабые стороны этого акта.
Прямая речь
ЯРОСЛАВ РОМАНЮК, председатель Верховного Суда Украины:
— Ввиду того что статус судей независимо от юрисдикции и инстанционности единый, подходы к дисциплинарной ответственности всех судей тоже должны быть одинаковыми. Вместе с тем тот факт, что имеют место неединичные случаи, когда ВСЮ отменяет решения ВККС о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, наводит на мысль: эти подходы не всегда одинаковы.
РУСЛАН КИРИЛЮК, глава Государственной судебной администрации Украины:
— Сегодня председателей судов волнует, что они не знают тех, кто приходит к ним на работу. Часто это бывают юристы из другого региона. Актуальный вопрос: как найти золотую середину между объективностью отбора и учетом мнения руководителей и коллективов судов, в которых должны работать кандидаты. Одним из вариантов может быть использование времени обучения в Национальной школе судей таким образом, чтобы претендент на должность судьи стажировался в том учреждении, в которое планирует попасть. Конечно, это порождает очень много вопросов, возникает необходимость внесения изменений в соответствующие процедуры. Но над этим вопросом стоит подумать.
АННА СУХОЦКАЯ, вице-президент Венецианской комиссии:
— Если ВККС и ВСЮ будут независимыми органами, а их функционирование — прозрачным, то можно оставить два органа. Но отмечу: нужно четко разграничить функции. Если существование двух органов — гарантия независимости судей, то Венецианская комиссия не будет против. ВККС и ВСЮ должны работать в соответствии с европейскими стандартами, но с учетом национальных особенностей.
А.Сухоцкая и И.Самсин обсудили вопросы разграничения полномочий ВККС и ВСЮ.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!