Гендерное равенство в парламенте заинтересовало власть и оппозицию
С разницей в 5 дней в парламенте зарегистрированы 2 законопроекта, направленные на увеличение представительства женщин в Верховной Раде. Необходимость изменений авторы инициатив объясняют практически одинаково, но сами положения проектов отличаются достаточно существенно.
Кто первый?
С соответствующими предложениями выступили 5 представителей фракций ВО «Батьківщина» и ПП «УДАР» (в том числе — Арсений Яценюк и Виталий Кличко), а также нардепы от Партии регионов Ирина Бережная и Нестор Шуфрич, внефракционные Игорь Еремеев и Олег Ляшко. Проект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в избирательном процессе)» (№3411) представители оппозиционных фракций зарегистрировали 10 октября, а уже через 5 дней в парламенте появилась инициатива с подобным названием, но под №3411-1.
Следует признать, что сначала о гендерном равенстве в парламенте активно заговорили во властных кругах. Так, в апреле этого года министр соцполитики Наталия Королевская заявила, что ее ведомством подготовлен документ, предусматривающий 30%-ю квоту для женщин в избирательных списках партий.
«Мы ждем поддержки Правительства, но понимаем, что отстоять наши позиции в Верховной Раде будет нелегко. Уже не раз гендерные проекты рассматриваются в парламенте, однако ни разу не было поддержки», — отметила министр. Впрочем, проект Кабмина в ВР так и не появился, однако инициативу перехватили сами нардепы.
Найди одно отличие
Наверное, нет ничего странного в том, что необходимость изменений обе парламентские группы обосновывают практически одними и теми же словами.
«В связи с тем, что Украина выбрала направление евроинтеграции и изменяет законодательство в соответствии с законодательством ЕС, представляется необходимым применять систему определения количества кандидатов одного пола в избирательном списке», — говорится в пояснительной записке к законопроекту №3411-1.
«Учитывая возможность подписания в 2013 году соглашения с ЕС об ассоциированном членстве, Украине нужно активизировать свои усилия для того, чтобы выполнить международные обязательства относительно состояния демократии и гендерного равенства в стране», — поясняют свои намерения оппозиционеры.
Обе группы законотворцев приводят и цифры, которые должны убедить коллег в необходимости изменений. Так, в настоящее время в парламенте только 9,4% женщин, это один из самых низких показателей в Европе. По нему наше государство занимает 110-е место в мире. В то же время в парламенте Норвегии количество женщин составляет 39%, в Финляндии — 40%, Швеции — 45%.
Также обе группы нардепов обращают внимание на то, что Украина подписала международные соглашения, которые предусматривают необходимость обеспечения равного доступа в парламент представителям обоего пола.
Несмотря на одинаковую мотивацию, инициативы все же существенно отличаются. Так, в проекте №3411-1 предлагается установить: при формировании избирательных списков для баллотирования в парламент в общегосударственном избирательном округе «количество кандидатов того пола, который меньше представлен в избирательном списке, должно составлять не менее 35% от общего количества кандидатов в избирательном списке». Такая же квота должна сохраняться и при формировании списков во время выборов в местные советы.
В то же время следует обратить внимание на тот факт, что в целом на парламентских выборах партия может сформировать список из 225 кандидатов и, очевидно, большинство из них в Верховную Раду не попадут. Таким образом, если закон примут, политики могут подойти к его выполнению достаточно формально, сформировав проходную часть списка без учета гендерных требований. Нормы законодательства тогда будут реализованы благодаря второй сотне кандидатов.
Иначе решить гендерную проблему предлагают оппозиционеры. В целом их предложение похоже: «В утвержденном избирательном списке доля кандидатов одного пола должна составлять не больше 70% от общего количества кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком». В то же время в проекте №3411 говорится, что в первой пятерке кандидатов в депутаты доля кандидатов одного пола должна составлять не более 60%, а в каждой следующей десятке — не более 70%. Следовательно, в каждой десятке гарантированно должно быть 3 представительницы слабого пола.
Однако не совсем понятно: нардепы действительно готовы поддержать такие предложения или только пытаются продемонстрировать желание изменений. Ведь если бы политики действительно заботились о гендерном равенстве, то могли бы настоять на большем представительстве женщин в избирательных списках собственных партий на недавних выборах, а не готовить законы теперь.
Материалы по теме
Проявления антисемитизма станут новой формой объективной стороны - первое чтение
в„–51 (1557), 18.12—24.12.2021
В индустрии игр объявили войну сексизму
в„–50 (1556), 11.12—17.12.2021
Учительницу года сначала наградили, а затем отправили за решетку
в„–46 (1552), 13.11—19.11.2021
На ЦОС МЗ подают в суд из-за поддержки ЛГБТ
22.10.2021
Еще один работник добился от Tesla миллионных выплат за расизм
в„–41 (1547), 09.10—20.10.2021
В Украине ввели понятие антисемитизм и ответственность за его проявления - принят закон
в„–39 (1545), 25.09—01.10.2021
Общество должно противостоять предубеждениям, которые продолжают наносить вред женщинам — адвокат
в„–35 (1541), 25.08—03.09.2021
Обидное слово начальника обошлось Tesla в миллион долларов
в„–34 (1540), 14.08—24.08.2021
Американцы смогут указывать в документах любой пол
в„–28 (1534), 10.07—16.07.2021
Отцу, сменившему пол, нельзя запретить видеться с детьми — ЕСПЧ
в„–28 (1534), 10.07—16.07.2021
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!