Президент согласовал новые правила проведения тендеров
Очередную версию закона о госзакупках, за которую Верховная Рада проголосовала в мае, раскритиковали не только украинские оппозиционеры, но и Еврокомиссия вместе с Всемирным банком. Президент наложил на спорный акт вето и затем предложил свои поправки, с которыми парламент согласился.
Зарубежное неодобрение
Очередную попытку отрубить несколько голов коррупционной «гидры» отечественные законодатели предприняли 17 мая. Именно тогда парламент проголосовал во втором чтении за обновленную версию закона о государственных закупках. Изначально стремление усовершенствовать нормативный акт объяснялось желанием пойти навстречу международным институциям. Напомним: в начале 2011 года ЕС и Всемирный банк «притормозили» финансирование некоторых совместных с Украиной программ из-за тех поправок, которые ранее были внесены в тендерные правила. Тогда Киев пообещал исправиться, и уже в марте новая редакция закона была одобрена в первом чтении. Однако, судя по последовавшей реакции, к маю парламентарии отклонились от запланированного пути. Принятый 17 мая закон украинские оппозиционеры с ходу назвали «коррупционным». Не получил он одобрения и за рубежом.
О том, что Евросоюз будет ратовать за дальнейшую коррекцию закона о госзакупках, представители Брюсселя заявили еще в мае. «Мы работаем дальше, мы пытаемся изменить эти поправки, которые изменили суть самих правил о госзакупках», — отметил глава представительства ЕС в Украине Жозе-Мануэль Пинту Тейшейра, предупредив, что оценку внесенных 17 мая поправок ЕС даст в ближайшее время. Вскоре появились и слухи о том, что в сложившейся ситуации глава государства закон не подпишет .
Конкретные претензии Европы к отредактированному закону стали известны прессе уже в первой половине июня. Наиболее неприемлемыми зарубежные эксперты сочли три пункта. Главный из них — оговорка в новом законе , что его нормы не будут распространяться на предприятия с существенной долей государственного или коммунального капитала, если они будут производить закупки за собственные оборотные средства, а не за поступившие из госбюджета.
По подсчетам специалистов, из-под действия нормативного акта одним махом была выведена львиная доля сделок, ранее регулируемых тендерами. Также камнем преткновения стало желание законодателей вывести за рамки тендера закупки товаров и услуг, проводимые для Аграрного фонда, и обязать страховать все сделки, размер которых превышает 10 млн грн. «Некоторые изменения уводят закон в сторону от европейских и международных стандартов. В связи с этим мы убедительно рекомендуем вернуть закон в парламент», — были неумолимы критики.
С необходимостью искать компромисс с Еврокомиссией и Всемирным банком (а речь все же шла о сотнях миллионов евро) в Кабмине спорить не стали. «Мы договорились, что сейчас на уровне экспертов отработаем те предложения, которые есть от Всемирного банка, от Еврокомиссии, и, я думаю, мы там найдем взаимопонимание полное, по крайней мере, я не вижу никаких проблем», — заранее пояснял первый вице-премьер Андрей Клюев. Банковая, похоже, была солидарна с Правительством. И спустя почти месяц после принятия быстро получившего скандальную известность закона Президент наложил на него вето, а затем направил свои поправки в парламент.
В Верховной Раде к мнению главы государства отнеслись с должным вниманием: 8 июля, в ходе последнего пленарного дня минувшей сессии все 16 предложений гаранта получили необходимое число голосов «за». В целом же инициатива Президента была подержана 263 голосами. А 28 июля совместное законодательное детище подписал и сам Виктор Янукович.
«Компромиссный» вариант
Еще до того, как Президент отправил свои поправки в парламент, на Банковой уточняли, что желание главы государства отредактировать несовершенный документ не объясняется одной только критикой из-за рубежа. Слишком уж очевидны были недостатки подготовленного нардепами варианта. Посему в пояснении к предложениям гаранта неоднократно встречаются формулировки наподобие «может привести к ограничению конкуренции», «повышение коррупционных рисков», «неэффективные траты бюджетных средств» и т.п.
И все же знакомство с утвержденными Верховной Радой поправками показывает, что изменения претерпели далеко не все критикуемые позиции. На Банковой попытались как можно менее болезненно решить проблему с выводом гос- и коммунальных предприятий из-под действия закона (таким было главное требование Еврокомиссии и Всемирного банка). Условия ухода от тендеров усложнились. Теперь определенное время проводить госзакупки по всем правилам должны те предприятия, которые пользуются налоговыми льготами, освобождены от долгов перед госбюджетом или получают прямую или опосредованную бюджетную поддержку. Но эксперты допускают, что с определением круга «подзаконных» организаций могут возникнуть проблемы. «В стране нет юридического понятия «бюджетная поддержка». То есть это вольная трактовка. Ею могут воспользоваться предприятия, в которых есть государственная доля или которые имеют льготное налогообложение. Теперь они как захотят, так и будут закупать», — считает Алексей Хмара, руководитель контактной группы в Украине Transparency International.
Зато в полной мере навстречу просьбам пошли на Банковой в случае со страхованием ответственности участников торгов. «Внедрение дополнительного механизма обеспечения считается необоснованным», — говорилось в предложениях В.Януковича. Также президентские поправки сократили и перечень случаев, на которые не распространяется тендерное законодательство. Правда, упомянутые в этом контексте закупки для Аграрного фонда все равно остались в списке исключений.
Не прошли и некоторые другие поблажки, предложенные депутатами. Так, все-таки через тендер должны проводиться закупки для нужд пенитенциарной системы; для проведения гастролей, туристических мероприятий и фестивалей; кормов для цирковых животных, а также «товаров и услуг для создания новых постановок (концертов), изготовления (создания) исходных видеоматериалов, аудиовизуальных произведений». Кроме того, глава государства предпринял шаги для защиты репутации власть имущих. Ранее парламент планировал освободить от гнета тендерных нормативов сделки, касающиеся обеспечения мероприятий с участием представителей высшей власти и авиаперевозок официальных делегаций, что вызвало недоумение многих правозащитников. Теперь же спорные нормы снова отменены.
Кроме того, Президент предложил убрать неточности в формулировках, и пояснить, что порядок получения образовательных услуг зарубежных вузов должен определяться отдельным законом. Немаловажно и то, что поправки главы государства уточнили положение дел с поставками электрической и тепловой энергии, ее транспортировкой; с услугами по централизованному отоплению, водоснабжению и водоотводу. Ранее было не до конца ясно: то ли они вовсе выводятся «из-под тендеров», то ли процедуры должны уточняться отдельными нормативными актами. С июля ситуация стала более определенной. Подобные услуги окончательно перекочевали в список «Отдельными законами регламентируются». Вывод поставок воды, тепла, электричества за пределы сферы, свободной от тендеров (за что, к слову, давно боролись европейцы), В.Янукович пояснил расширением возможностей закупки у одного участника.
Вопрос трактовки
Крайне широкая трактовка таких сделок была одним из главных объектов критики оппозиции и ряда экспертов. Тем не менее все, что касается «единоличных» случаев, и после президентских корректировок осталось без изменений. И те пункты, которые расширяют перечень возможностей закупать товары или услуги у одной организации (включая и доступную для трактовок формулировку «в связи с возникновением особых экономических и социальных обстоятельств»), и правила, позволяющие переигрывать тендерные условия уже после подписания договора, отвечают депутатским чаяниям. Не стали на Банковой менять и отредактированные контролирующие возможности Министерства экономики и развития. Опять-таки в тех случаях, когда речь идет о процедуре закупок у одного участника, необходимость согласовывать условия с министерством отпадает. Сторонники первоначального законопроекта, которые в свое время видели в этом одно из главнейших антикоррупционных нововведений, могут порадоваться стабильности своего начинания.
Международные организации президентские предложения встретили с одобрением. «В вето есть целый ряд положительных комментариев, мы приветствуем это и надеемся, что изменения будут приняты в соответствии с хорошей международной практикой», — заявил еще в июне представитель Всемирного банка — координатор программ экономического развития в Украине, Беларуси и Молдове — Пабло Сааведра. Новшества от Банковой и в самом деле закрыли несколько лазеек, позволяющих двояко трактовать нормы закона. Но при этом вообще без изменений остались все те небесспорные новеллы, которые касались закупок у одного участника. И кто знает, чем именно может обернуться открывающаяся свобода маневра в этом направлении.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 4.8 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!