«100 дней — лишь старт для дальнейших решительных усилий и достижения значительного прогресса в сфере юстиции»
Летом этого года Министерство юстиции возглавил новый руководитель. В соответствии с указом Президента бразды правления этим центральным органом исполнительной власти взяла в свои руки Елена ЛУКАШ. О первых 100 днях работы на этом посту Елена Леонидовна решила рассказать журналистам. На пресс-конференции «Инициативы 100 дней» представители СМИ узнали о приоритетных направлениях работы Минюста и о том, какие проблемы удалось решить новому руководителю ведомства.
«Вопрос европейской интеграции стал ключевым направлением работы министерства»
— Елена Леонидовна, расскажите, как началась ваша работа в должности министра юстиции.
— 4 июля этого года Президент доверил мне возглавить одно из самых мощных министерств в государстве и четко поставил задачу — максимально ориентировать работу Минюста на защиту прав и интересов граждан и сделать это безусловным приоритетом. Считаю, что первые 100 дней работы — повод подвести итоги, проинформировать об этом общественность и определить новые приоритеты.
Имею честь проинформировать вас о наиболее существенных направлениях работы министерства:
• максимальное сопровождение процессов, связанных с европейской интеграцией и либерализацией визового режима;
• усовершенствование избирательного законодательства;
• разработка законодательных механизмов предотвращения и противодействия коррупции;
• либерализация работы нотариата и контроль за эффективностью процедур банкротства;
• активное внедрение бесплатной вторичной правовой помощи.
— Чего удалось добиться в вопросе «сопровождения процессов, связанных с евроинтеграцией и либерализацией визового режима»?
— Со времени моего назначения вопрос европейской интеграции стал ключевым направлением работы министерства накануне Вильнюсского саммита восточного партнерства, который должен состояться 28—29 ноября. Иногда шутим, что работаем не в Минюсте, а в Министерстве иностранных дел, ведь вопрос евроинтеграции очень серьезный и отнимает много времени.
Прежде всего мы дополнительно проанализировали проект соглашения об ассоциации с ЕС, вовлекли в эту работу ведущих отечественных научных работников. Анализ подтвердил, что положения документа не противоречат Конституции, отвечают как национальному законодательству, так и международным обязательствам Украины. Кроме того, анализ позволил определить круг вопросов первоочередного значения, которые должны быть учтены во время организации процесса выполнения нашим государством этого соглашения.
Также министерство дополнительно проанализировало проект соглашения на предмет возможных рисков в случае его подписания и начала временного применения. Проведен обстоятельный анализ законодательства Таможенного союза, чтобы сравнить его с положениями проекта соглашения об ассоциации с ЕС. В рамках такого анализа, в частности, были изучены и проанализированы правовые аспекты, которые могли бы рассматриваться как препятствие для дальнейшего сотрудничества Украины с другими международными интеграционными образованиями, и возможные пути взаимодействия нашей страны с Таможенным союзом после подписания соглашения об ассоциации. Кроме того, осуществлен сравнительный анализ сферы технического регулирования в ЕС и ТС, выяснено наличие противоречий между положениями проекта соглашения об ассоциации и международными обязательствами Украины перед государствами — членами Таможенного союза.
Данный анализ позволил сделать определенные выводы. Так, в проекте соглашения об ассоциации отсутствуют положения, которые бы ограничивали право нашего государства на участие в зонах свободной торговли с другими государствами и в других международных образованиях. Мы сделали вывод об отсутствии нарушений Украиной международных обязательств перед государствами — членами ТС в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
Хочу подчеркнуть, что подписание соглашения — это только начало работы Украины и министерства. После этого нам предстоит кропотливая работа по приведению законодательства в соответствие с требованиями ЕС.
Продолжается инициированный Минюстом обзор законодательства нашего государства. Он позволит сформировать четкую программу адаптации национального законодательства с учетом уже тех требований, которые будут установлены будущим соглашением об ассоциации. А значит, украинская сторона будет готова к выполнению выдвинутых требований еще до вступления в силу этого документа.
— Какие меры принимает министерство для совершенствования избирательного законодательства?
— Все мы знаем, что вопрос выборов всегда очень актуальный, иногда слишком эмоциональный и, безусловно, контроверсионный. Европейская сторона уделяет большое внимание совершенствованию избирательного законодательства Украины. Так, мы находимся в постоянном контакте с представителями Венецианской комиссии, ОБСЕ/БДИПЧ и другими международными экспертами. И учитываем их рекомендации. Нерешенными остаются только вопросы относительно отдельных рекомендаций, которые требуют внесения изменений в Конституцию, и относительно общего консенсуса всех или максимального количества политических сил в парламенте.
Усовершенствование избирательного законодательства не может быть фрагментарным и хаотическим, поэтому нужны политический консенсус и время для гармонизации.
«Люди должны иметь выбор, куда им лучше обращаться: к государственному или частному нотариусу»
— Вы отметили, что одно из направлений деятельности возглавляемого вами ведомства — либерализация работы нотариата. Каких успехов удалось добиться в этом вопросе?
— Минимизация расходов населения и упрощение предоставления нотариальных услуг — один из приоритетов работы министерства, которое ориентировано на потребности и интересы граждан. При этом особое внимание уделяется защите прав и интересов социально незащищенных слоев населения.
Процесс реформирования в этой сфере находится под моим личным контролем, ведь наша цель — обеспечение максимальной прозрачности. В связи с этим я настаиваю на активизации деятельности государственных нотариальных контор. В последние годы одной из концептуальных составляющих реформирования нотариата был переход к системе единого нотариата, следствием чего стало сокращение количества государственных нотариальных контор во всех регионах Украины. Это вызвало неоднозначное отношение общества. Считаю, что сейчас ликвидировать государственные нотариальные конторы преждевременно. Они продолжают удовлетворять потребности льготных категорий населения: ликвидаторов ЧАЭС, инвалидов I и ІІ групп, малолетних и несовершеннолетних детей. Сегодня в государственных учреждениях нотариата преимущественно обслуживаются люди преклонного возраста, пенсионеры, которые еще не готовы воспринять частного нотариуса как орган нотариата, наделенный такими же полномочиями, как и государственный нотариус. В то же время данная категория граждан, сознание которых формировалось в другие времена, требует от общества внимания к своей жизненной позиции, принципам и вкусам.
Люди должны иметь выбор, куда им лучше обращаться: к государственному или частному нотариусу. Государство должно уважать выбор граждан.
— Происходят ли законодательные изменения в нотариальной сфере?
— Этот короткий период времени активно реформировалась законодательная база, несколько законопроектов уже находятся в Верховной Раде. Они направлены на упрощение предоставления услуг и минимизацию расходов граждан. Например, один из законопроектов относительно удостоверения верности копий (фотокопий) документов и выписок из них позволит обеспечить альтернативу нотариальному удостоверению верности копий примерно 50 документов. Такую функцию бесплатно будут выполнять должностные лица органов исполнительной власти, которые требуют соответствующие документы.
Другой законопроект относительно единых ставок нотариального сбора за предоставление нотариальных услуг сделает рынок более цивилизованным. На всей территории нашей страны будут действовать единые тарифы. Кроме того, изменения конкретизируют услуги относительно каждого вида нотариального действия. Это не позволит навязывать населению лишние нотариальные услуги, а введение льгот по уплате нотариального сбора защитит социально незащищенные категории населения.
Также внесены изменения в Положение о Высшей квалификационной комиссии нотариата для обеспечения прозрачности ее деятельности. Теперь ее членами являются представители Минюста и практикующие нотариусы. Это будет способствовать должному профессиональному и региональному представительству в составе комиссии. ВККН перестает быть закрытым клубом, а становится действенным органом, защищающим права нотариусов.
Наше ведомство разработало приказ «Об утверждении Правил профессиональной этики нотариусов Украины», который определяет основные принципы деятельности нотариуса, его морально-этические обязательства. Урегулирован вопрос отношений с нотариальным сообществом, а также с лицами, обращающимися за нотариальными услугами.
Предыдущие правила профессиональной этики обязывали всех нотариусов, независимо от их материального положения, которое прямо связано с отпуском по уходу за ребенком, больничными, расходами на лечение членов семьи и т.п., платить членские взносы в Нотариальную палату. Даже государственные нотариусы, заработная плата которых немногим больше минимальной заработной платы в Украине, должны были платить взносы наравне с частными нотариусами. Поэтому такое искусственное препятствие для деятельности нотариусов уже ликвидировано.
Что касается тех, кто вовремя не платил такие взносы, то Нотариальная палата имела право вносить представление в ВККН об аннулировании свидетельства на право занятия нотариальной деятельностью. Такого права она уже не имеет. Основанием для аннулирования свидетельства должен быть лишь ненадлежащий профессиональный уровень нотариусов.
Министерство будет жестко пресекать все нарушения в сфере нотариата. Основание для сдачи экзаменов — исключительно профессиональный уровень кандидата. Если кандидат будет знать ответы на все вопросы — спокойно сдаст экзамен. Все вопросы размещены на сайте Минюста. Они стали проще, ведь раньше были и такие, на которые не мог ответить даже профессор права. Например: «Напишите соглашение об аренде судна с командой»; «Предъявите морской протест». То есть вопросы формулировались так, что ответить на них было очень трудно.
Также будут осуществлены проверки деятельности тех нотариусов, которые перепоручали свои обязанности другим лицам (помощникам, секретарям) в то время, как сами находились за границей, чем грубо нарушали действующее законодательство. И все это — ради увеличения собственных доходов. К сожалению, указанные случаи — не единичны. При этом были и нотариусы, которые имеют в собственности даже самолеты. Такие лица будут привлечены к ответственности.
Цель министерства — прекратить практику превращения нотариальной деятельности в бизнес. Ведь, как известно, нотариату государство делегировало действия, которые исключают коммерческую составляющую. Мы все сделаем для того, чтобы человек, который пришел в нотариальную контору, мог довериться нотариусу.
«Борьба с коррупцией — ключевое направление деятельности нашего ведомства»
— Также вы отмечали, что происходит совершенствование работы, касающейся вопросов банкротства.
— Да. В последнее время полностью завершен процесс реформирования института арбитражных управляющих. Из субъектов предпринимательской деятельности они превратились в субъектов независимой профессиональной деятельности. Завершена замена лицензий (в течение 100 дней выданы 384 свидетельства), сформирован Единый реестр арбитражных управляющих и обеспечен доступ к нему.
Особое внимание я уделяю постоянному мониторингу и анализу информации относительно состояния погашения задолженности по заработной плате на предприятиях. Мы прослеживаем динамику погашения задолженности в регионах и в Украине в целом. В пределах компетенции министерства оперативно принимаем меры реагирования в отношении тех арбитражных управляющих, которые не погашают задолженность или допускают ее рост на предприятиях-банкротах.
Так, задолженность по зарплате согласно отчетам арбитражных управляющих и главных управлений юстиции за август уменьшилась на 3 млн грн., за сентябрь — на 8,7 млн, за текущий период октября — на 12,7 млн грн.
Я лично возглавила Дисциплинарную и Квалификационную комиссии арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) и Комиссию по присвоению уровней квалификации арбитражным управляющим (распорядителям имущества, управляющим санацией, ликвидаторам). В течение последних 100 дней состоялись первые 3 заседания дисциплинарной комиссии, на которых было рассмотрено 26 представлений Минюста о наложении на арбитражных управляющих дисциплинарных взысканий. До 1 июля 2013 г.
ее заседания не проводились и вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности не рассматривались.
— Разрабатывает ли Минюст законодательные механизмы предотвращения и противодействия коррупции?
— Борьба с коррупцией — ключевое направление деятельности нашего ведомства. Особое внимание решению этой проблемы уделяет ЕС в рамках подписания соглашения и либерализации визового режима. Совершенствование законодательства в этом направлении — постоянный процесс. Результатом нашей работы стал законопроект, максимально учитывающий рекомендации Еврокомиссии и GRECO. В настоящее время он — в Верховной Раде. Ключевые новации документа:
• установление с учетом европейского опыта адекватных и пропорциональных санкций за коррупционные правонарушения;
• обеспечение объективной проверки деклараций;
• введение административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в декларации;
• дополнительные гарантии защиты информаторов.
— По вашим словам, одно из достижений Минюста — активное внедрение бесплатной вторичной правовой помощи. Что помогает популяризировать это направление работы?
— Предоставление такой помощи — еще один ключевой элемент защиты прав граждан. Во-первых, министерство начало активную информационную кампанию. Например, напечатаны буклеты, наклейки и плакаты, их общий тираж — 161,5 тыс. экземпляров. Изготовлена социальная реклама с информацией о предоставлении помощи и номером телефона горячей линии. В августе — сентябре 2013 г. состоялось 13220 показов соответствующей социальной рекламы на государственных всеукраинских и местных телеканалах.
В результате проведения информационно-разъяснительной кампании имеем устойчивую тенденцию к снижению процента отказов от защитника лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, — с 8,7% в начале года до 7,9% в сентябре.
Министерство издало приказ о проведении 4-го конкурса по отбору адвокатов для предоставления такой помощи. Конкурс в первую очередь ориентирован на привлечение адвокатов для осуществления представительства в гражданском и административном процессе в интересах малообеспеченных лиц, детей-сирот, детей, лишенных родительской заботы, беженцев и других категорий лиц.
По состоянию на 3 октября территориальные управления юстиции зарегистрировали 677 заявлений от претендентов. Сейчас в реестрах — 3016 адвокатов, отобранных по результатам трех конкурсов, около 2000 защитников работают очень активно.
Разработан проект изменений в приказ Минюста, который предусматривает возможность информирования центров по предоставлению такой помощи о случаях задержания непосредственно задержанными, членами их семей, их близкими родственниками, другими лицами, что будет способствовать недопущению нарушения прав таких людей на своевременную, надлежащую правовую защиту, также безотлагательному прибытию адвоката для конфиденциального свидания с задержанным.
«Мы существенно совершенствуем предоставление регистрационных услуг населению и ликвидируем искусственные преграды со стороны чиновников»
— Как вы оцениваете работу подведомственных Минюсту учреждений и государственных предприятий?
— Я как министр направляю и координирую работу пяти служб.
Что касается Укргосреестра, то мы существенно совершенствуем предоставление регистрационных услуг населению и ликвидируем искусственные преграды со стороны чиновников. Увеличивается численность операторов, открыты дополнительные помещения, составляются удобные для граждан графики посещений.
Разработан проект приказа о предоставлении нотариусам и государственным исполнителям доступа к данным Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Государственного реестра ипотек и Государственного реестра обременений движимого имущества. Это упростит и удешевит услуги для граждан, а также существенно сэкономит их время.
Прорабатывается вопрос законодательных изменений, которыми на нотариусов будут возложены функции по предоставлению извлечений из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, которые до этого они могли предоставлять только в случае совершения нотариальных действий.
Также я подписала приказ, который обязал государственных регистраторов указывать исчерпывающий перечень оснований, ставших причиной отказа в государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений. Положен конец произволу чиновников, которые могли безосновательно отказывать гражданам. К тому же это позволит сэкономить средства граждан, поскольку им не нужно будет во время каждого обращения к регистраторам опять оплачивать услуги.
Назову некоторые цифры. В ІІІ квартале 2013 г. госрегистраторы органов государственной регистрации прав в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество зарегистрировали 828828 заявлений и запросов, что на 122785 (на 17,4%) больше, чем за II квартал. Количество рассмотренных заявлений и запросов — 820669, что на 121420 (на 17,4%) больше, чем в предыдущем квартале.
За ІІІ квартал 2013 г. зарегистрировано 54812 юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, выдано 376995 справок, извлечений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. При предоставлении админуслуг отделы государственной регистрации актов гражданского состояния ввели онлайн-запись через сеть Интернет на прием во все 765 отделов.
«Утечки информации с персональными данными граждан Украины не произошло»
— В последнее время внимание СМИ приковано к ГП «Информационный центр» и событиям, связанным с работой реестров. Какова сейчас ситуация с доступом к ним?
— Знакомство с этим предприятием я начала не с вопросов, впоследствии ставших причиной возбуждения уголовного дела, а с более простых вещей. Моим первым шагом было упрощение доступа к реестрам. Согласно приказу министерства регистраторы, государственные исполнители, государственные нотариусы бесплатно будут учиться работе с реестрами. До этого управления юстиции вынуждены были платить 1200 грн. за обучение одного лица.
Что касается последних событий. До июля 2013 г. государство ежемесячно должно было перечислять частным компаниям больше 10 млн грн. за право пользования реестрами. Эти компании оформили на себя право собственности на все эти программные продукты. В 2000—2013 гг. всего им было переведено свыше $400 млн.
Сегодня, как вы знаете, изменено руководство ГП «Информационный центр». По инициативе Минюста органы прокуратуры открыли два уголовных производства в отношении служебных лиц этого предприятия по фактам растраты госимущества в особо крупных размерах и злоупотребления служебным положением. Причастные к этому служебные лица выехали за пределы Украины, их объявили в розыск. Также по факту несанкционированного вмешательства в работу компьютерных сетей, что привело к блокировке информации и нарушению установленного порядка ее маршрутизации, служебным лицам компании-разработчика — ООО «Арт-мастер» — подготовлено уведомление о подозрении в совершении преступления.
Заверяю: на сегодня работа реестров возобновлена, специалисты ГП «Информационный центр» с привлечением специалистов Службы безопасности, Госспецсвязи тестируется текущее состояние реестров на предмет выявления разного рода «закладок», которые могут помешать корректной работе реестров.
СБУ по результатам проведенной проверки подтвердила полноту и целостность реестров. В результате приостановления функционирования госреестров утечки информации с персональными данными граждан Украины не произошло. Совместными усилиями специалистов ГП и СБУ, МВД и Госспецсвязи были согласованы меры по защите информации, содержащейся в реестрах.
— Возможны ли новые несанкционированные атаки разработчика на реестры?
— Это вопрос скорее к разработчикам. Надеюсь, что у них хватит ума, совести, человечности не прибегать к таким действиям.
Права на программное обеспечение реестров будут возвращены государству путем обращения в суд. Детали рассказывать не буду, ведь это наша небольшая юридическая тайна. Могу вас заверить: реестры и авторство программного обеспечения будет принадлежать государству. Реестры будут невредимыми и защищенными. Преступников привлекут к ответственности.
«У Президента нет правовых оснований для подписания указа о помиловании Юлии Тимошенко»
— Вернемся к вопросу евроинтеграции Украины. Возможно, в этом контексте будет решен и вопрос о помиловании бывшего Премьера Ю.Тимошенко?
— Единственным вопросом, который касается Ю.Тимошенко и которым занимается Минюст, является сотрудничество с Европейским судом по правам человека. Речь идет о коммуникации в вопросе о так называемом газовом деле.
Напомню, что есть решение Комиссии при Президенте по вопросам помилования, членом которой я являюсь. Она считает преждевременным решение этого вопроса, ведь не завершено судебное рассмотрение других дел, нет приговоров и трудно сказать, какими они будут — оправдательными или обвинительными.
Помилование происходит в соответствии с указом Президента. Есть свой порядок, обязательная составляющая которого — решение комиссии. Сегодня у Президента нет правовых оснований для подписания указа о помиловании Ю.Тимошенко. Это мое личное мнение.
— Отдельные лица обратились в Высший административный суд с иском относительно отмены указа Президента о помиловании экс-министра внутренних дел Юрия Луценко. Каким может быть решение суда?
— Трудно комментировать то, что не читала (имеется в виду исковое заявление. — М.З.). Но я лично принимала участие в голосовании за решение помиловать Ю.Луценко. Считаю его абсолютно законным.
Кстати, это показатель работы нашей судебной системы, когда любой адвокат может обжаловать решения, действия или бездействие Президента.
— По вашему мнению, нужно ли менять закон «О выборах Президента Украины»?
— Данный закон получил одобрительные заключения европейского сообщества. По нему в 2010 г. состоялись выборы главы государства. Они были признаны отвечающими закону всем миром, а не только Европой. Поэтому, считаю, сегодня преждевременно говорить об изменениях в законодательстве о выборах Президента. Если нужно гармонизировать некоторые процедуры, то этот вопрос можно будет обсудить.
В завершение нашей беседы скажу следующее: дорогу осилит идущий. Нельзя сказать, что за 100 дней мы сделали что-то такое чрезвычайное и мощное. Но мы старались быть откровенными, профессиональными, внимательными к гражданам. 100 дней — лишь старт для дальнейших усилий и достижения значительного прогресса в сфере юстиции.
Материалы по теме
Украина подписала Любляно-Гаагскую конвенцию
15.02.2024
За год рынок недвижимости вырос в 1,7 раза
09.02.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!