Эксперты предлагают увеличить размер штрафа за предоставление недостоверной информации в декларациях
Аналитики Transparency International проанализировали разработанный Министерством юстиции проект относительно внесения изменений в антикоррупционное законодательство и подали предложения по уменьшению потенциальных коррупциогенных факторов с учетом рекомендаций экспертов Европейской комиссии. По мнению специалистов, среди главных позитивов нового документа — то, что были учтены недостатки принятых в апреле — мае 2013 года изменений в антикоррупционное законодательство. Минус — предложенные нормы содержат ряд терминологических противоречий, которые необходимо устранить.
С 425 до 17000 гривен?
Министерство юстиции в августе 2013 года подготовило проект относительно внесения в законодательство изменений, которые должны были учесть рекомендации экспертов Европейской комиссии, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере предотвращения и противодействия коррупции. По мнению аналитиков Transparency International, в целом в проекте приняты во внимание рекомендации GRECO (Группы государств против коррупции), которые были даны в рамках совместных первого и второго раундов, а также третьего раунда оценивания. Документ подготовлен на основе замечаний экспертов Европейской комиссии, в нем также предлагается ряд новаций, например, в части финансового контроля за имущественными декларациями служащих и усиления ответственности юридических лиц частного права за коррупционные деяния.
Отмечая прогрессивность проекта, Transparency International, однако, констатирует, что предложенные нормы содержат ряд терминологических противоречий и могут трактоваться как содержащие коррупциогенные факторы. Именно поэтому представители организации предложили краткий анализ ключевых вызовов разработанного законопроекта и возможные варианты их решения.
Старший аналитик по вопросам анализа антикоррупционной политики Transparency International (Украина) Наталия Ковальчук констатирует, что позитивным аспектом является учет в законопроекте Министерства юстиции недостатков изменений в антикоррупционное законодательство, принятых в апреле — мае 2013 года, которые существенно обновили закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 7.04.2011 №3206, Уголовный кодекс, Уголовный процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, а особенно введение ответственности за предоставление заведомо недостоверных сведений в декларациях.
На сегодня закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 7.04.2011 №3206 (с изменениями) предусматривает в случае установления в ходе проверки деклараций признаков правонарушения лишь письменное уведомление руководителя соответствующего государственного органа и правоохранительных органов. Частью 1 ст.1726 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность только за неподачу или несвоевременную подачу деклараций. Штраф за такое деяние составляет от 10 до 25 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170—425 грн. соответственно)
Законопроектом предусмотрено установить аналогичный размер штрафа и за предоставление заведомо недостоверных сведений в декларации. Такой подход — крайне необходимая составляющая создания действенной системы декларирования доходов и расходов государственных служащих. В то же время проблема заключается в том, что размер штрафа, установленного за предоставление недостоверных данных, настолько мизерный (максимум — 425 грн.), что будет способствовать уклонению от выполнения установленной законом процедуры. Ведь государственному служащему будет намного выгоднее заплатить штраф, чем задекларировать все свои доходы, а особенно расходы. Кроме того, учитывая существующий уровень цен, непонятен экономический расчет размера штрафа.
Украинские эксперты предлагают свое решение. Они считают, что необходимо увеличить размер штрафа за предоставление недостоверной информации в декларациях до ощутимой суммы, это заставило бы государственного служащего задуматься при декларировании. Например, это может быть половина размера заработной платы государственного служащего (уровень зарплаты чиновников, которые занимают руководящие должности разного уровня и которым действительно есть что скрывать, составляет в среднем приблизительно 10 тыс. грн.). Таким образом, диапазоном может быть размер штрафа от 300 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 5100 до 17000 грн. соответственно).
Свобода, но ограниченная
Еще одним аспектом законопроекта, требующим дополнительного изучения, по мнению исполнительного директора Transparency International (Украина) Алексея Хмары, является возложение функций финансового контроля за декларациями на органы доходов и сборов. Такой подход более действенный по сравнению с существующим, когда эти функции выполняют фактически зависимые органы — специальные подразделения по предотвращению и противодействию коррупции, созданные в центральных и местных органах исполнительной власти. Вместе с тем проблемным остается фактическое сохранение статус-кво в ситуации гарантирования независимой и беспристрастной работы уже другого органа, ответственного за финансовый контроль деклараций.
Кроме того, законопроект содержит отсылочную норму относительно утверждения самой процедуры финансового контроля центральным органом исполнительной власти, что обеспечивает формирование и реализацию государственной налоговой и таможенной политики, не устанавливая основных элементов системы контроля. В случае принятия проекта в данной редакции может иметь место чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, что приведет к занижению уровня правового регулирования такого важного вопроса, как финансовый контроль, процедура проведения которого должна быть максимально прозрачной. «Что делать для решения проблемы? — спрашивают эксперты и сразу же дают ответ: — Необходимо непосредственно в законопроекте предусмотреть основные положения процедуры осуществления финансового контроля, а более детальную характеристику процесса закрепить нормативным актом Кабинета Министров».
В сокращенном диапазоне
В разработанном Минюстом проекте предлагается увеличить размер штрафа для юридических лиц за коррупционные правонарушения. Диапазон штрафов изменен с 5 тыс. — 75 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85000—1275000 грн. соответственно) до 10 тыс. — 150 тыс. таких минимумов (170000—2550000 грн. соответственно). Однако законопроектом предусматривается очень большой и непропорциональный диапазон санкций за злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права: от штрафов, размер которых необоснованно занижен (2550—6800 грн.), до лишения свободы на срок до 2 лет.
Действующая редакция ст.3641 Уголовного кодекса предусматривает наказание за такое преступление в виде штрафа от 500 до 2 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (8500—34000 грн.) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 2 лет.
Вместо этого законопроектом предусмотрен диапазон санкций на выбор судьи: штраф от 150 до 400 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (2550—6800 грн.), или исправительные работы на срок до 1 года, или арест на срок до 3 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 2 лет.
Н.Ковальчук считает: проблема заключается в том, что такой подход к установлению наказания будет способствовать чрезмерному расширению дискреционных полномочий судей, поскольку для должностного лица создается возможность на свое усмотрение определять вид ответственности: штраф или ограничение свободы. По мнению эксперта, чтобы избежать возникновения коррупциогенных рисков при применении норм законопроекта, следует сократить диапазон видов ответственности, увеличив размер штрафов и, соответственно, уменьшив срок ограничения свободы. Аналогичные замечания и к изменениям в ст.3683 УК «Подкуп служебного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы» и ст.3684 «Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги».
Несмотря на вышеприведенные недостатки, эксперты признают, что в целом законопроект соответствует европейским критериям, а успешные антикоррупционные инициативы как Правительства, так и общественности положительно влияют на процесс интеграции Украины в Европейский Союз, что на сегодня является одним из приоритетных направлений дальнейшего политического и экономического развития нашей страны.
Эксперты Transparency International считают, что штрафы заставят чиновников задуматься, прежде чем вносить в декларации недостоверную информацию.
Материалы по теме
ААУ приглашает на II Антикоррупционный форум
11.04.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!