Как отразятся на работе адвокатов новеллы проекта закона «О прокуратуре»?
«ЗиБ» уже сообщал, что Администрация Президента разработала проект закона «О прокуратуре», которым предусматривается внесение значительных изменений в структуру прокуратуры и сужение ее полномочий. Каким же образом предлагаемые новеллы в случае их принятия отразятся на деятельности извечных оппонентов прокуратуры — адвокатов? На этот вопрос мы попросили ответить профессиональных защитников.
Владимир ПАВЛЕНКО, старший юрист ЮФ «Спенсер и Кауфманн», адвокат:
«Эти изменения направлены в первую очередь на сбалансирование прав адвокатуры и прокуратуры»
— Еще не так давно в том, что касается возможностей адвокатов и прокуроров в ведении досудебного и судебного следствия по уголовным делам, преимущество явно было на стороне гособвинителей. Однако позитивным аспектом является то, что последние законодательные инициативы направлены на уравновешивание объема прав и полномочий адвокатов и прокуроров.
Прежде всего заметна направленность проекта на ограничение влияния прокуратуры, что заключается, в частности, в упразднении специализированных прокуратур, уменьшении штата и сужении перечня полномочий прокуроров. Так, планируется полностью лишить прокуратуру права вести досудебное следствие и полномочий осуществлять общий надзор.
Что эти нововведения могут означать для адвокатов?
В первую очередь адвокатам, как и их клиентам, с прокурорами отныне придется видеться значительно реже, чем раньше.
Досудебное следствие теперь будут вести либо Государственное бюро расследований, которое планируется создать, либо сотрудники органов внутренних дел, с которыми и придется работать адвокатам в рамках досудебного следствия.
У прокуратуры же остаются лишь полномочия относительно поддержки государственного обвинения в суде, представительства интересов государства и граждан в суде, а также надзор за соблюдением законов правоохранительными органами на стадии досудебного следствия, на стадии исполнения приговоров и при принятии других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Такие новеллы направлены на значительное уменьшение влияния прокуратуры на бизнес-структуры и отдельных граждан, имеющие отношение к бизнесу, что, вероятно, приведет к некоторому облегчению работы адвокатов с представителями прокуратуры.
Кроме того, проект уравнивает адвокатов и прокуроров в правах, необходимых для проведения досудебного расследования. В частности, адвокатам наравне с прокурорами предоставляется право свободного доступа в помещения предприятий, учреждений и организаций с целью ознакомления с документами, необходимыми для осуществления адвокатской деятельности.
Адвокатам также предоставляется право бесплатного доступа к информационным базам данных государственных органов, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда и фондов общеобязательного государственного социального страхования, кроме тех баз данных, которые содержат информацию с ограниченным доступом.
Предусматривается также наделить адвокатов правом применять технические средства, в частности в местах предварительного заключения во время проведения процессуальных действий, в которых адвокат принимает участие. Проектом урегулированы и некоторые «внутренние» вопросы адвокатуры. В частности, предлагается частично расширить круг лиц, которые освобождаются от прохождения стажировки.
Эти изменения, по моему мнению, направлены в первую очередь на сбалансирование прав адвокатуры и прокуратуры, что, безусловно, является правильным шагом в направлении развития правового государства.
Евгений ЩЕГЛОВ, старший юрист ЮК «Правовой альянс»:
«Прокурорский надзор не может подменять собой правосудие»
— Принятие такого закона поможет привести полномочия прокуратуры в Украине в соответствие с нормами Конституции. В связи с инертностью прокуратура сохранила большинство функций, которые ей не присущи и с которыми она, по сути, не справлялась. Поэтому в предложенном законе изъяты такие анахронизмы, как контроль прокурора за металлоломом, лесом и другими сферами хозяйственной жизни, относительно которых действуют многие другие контрольные государственные инстанции. Концентрация на вопросах уголовного производства и борьбы с коррупцией — правильный шаг, продиктованный здравым смыслом. Прокурорский надзор не может подменять собой правосудие, тем более с той эффективностью, которая в настоящий момент существует.
Проект в какой-то мере уравнивает в правах адвоката и прокурора.
Действующая редакция закона предусматривает право прокурора иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и таких, которые содержат коммерческую тайну или информацию с ограниченным доступом. В настоящий момент прокурор может в письменном виде требовать предоставления в определенный им срок документов и материалов, выдачи необходимых справок, в частности относительно операций и счетов юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой. Также прокурор может получать от должностных и служебных лиц и граждан устные или письменные объяснения, в том числе путем вызова соответствующего лица в орган прокуратуры.
Позитивным является то, что согласно проекту закона эти полномочия не применяются по отношению к лицам частного права. Прокурор будет иметь право получать документы в органах государственной власти и местного самоуправления, фондах социального страхования. Он также сможет получать устные или письменные объяснения от должностных и служебных лиц организаций публичного права с их согласия.
Интересны и изменения в законодательстве относительно уплаты адвокатами взносов для советов адвокатов и порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на получение статуса адвоката.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!