Нардепы хотят расширить понятие «судейский стаж». Однако попытка вряд ли увенчается успехом
Оппозиционный парламентарий предлагает, чтобы в судейский стаж засчитывалась работа в должностях прокурора и следователя. Скорее всего, Верховная Рада не поддержит эту идею, ведь некоторые народные депутаты уже пытались заинтересовать таким предложением парламент, но безуспешно.
Немного истории
Уже не первый раз законодатели предлагают вернуть в закон «О судоустройстве и статусе судей» старые нормы, действовавшие до июля 2010 г. Однако «перетянуть» положения из утративших силу актов: «О судоустройстве Украины» и «О статусе судей» получается не всегда.
Так, в законе «О статусе судей» было определено, работа в каких должностях засчитывается в судейский стаж. Среди этого перечня были должности следователя и прокурора. Потом начали появляться предложения народных избранников внести в упомянутый список должности адвокатов, работников оперативно-розыскных подразделений, юрисконсультов. Все эти законопроекты или отклонялись, или же снимались с рассмотрения.
Например, вот как главное научно-экспертное управление ВР объясняло, почему время работы в должности адвоката нельзя засчитывать в судейский стаж: «Право на отставку судьи предопределено спецификой именно судейской, а не любой другой или родственной деятельности. Кроме того, в стаж работы, который дает право на отставку (кроме работы в должности судьи), относится работа в основном в должностях, непосредственно связанных с работой судов и судей. Именно данным критериям не отвечает специфика деятельности адвоката. Это отображается в том, что адвокатура является негосударственной организацией, а суд — органом государственной власти, в связи с чем режим работы судей и адвокатов, их процессуальный статус при рассмотрении дел, нагрузки в работе, формы и размеры оплаты труда во многом отличаются».
Упоминание о следователях и прокурорах исключили
В 2010 г. реформаторы решили, что и работу следователем или прокурором нельзя связывать с работой обладателей мантий. Так, закон «О судоустройстве и статусе судей» четко определил, что в судейский стаж засчитывается работа в должностях:
• судьи судов Украины, арбитра (судьи) арбитражных судов Украины, государственного арбитра бывшего Государственного арбитража, арбитра ведомственных арбитражей;
• члена Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей;
• судьи в судах и арбитров в государственном и ведомственном арбитражах бывшего СССР и республик, входивших в его состав.
Некоторым парламентариям не давало покоя, что забыли о прокурорах и следователях. В октябре 2010-го, через несколько месяцев после вступления в силу нового закона, нардеп VI созыва Валерий Бондик предложил устранить этот пробел — приравнять к служению Фемиде работу прокурором, следователем, адвокатом и госслужащим первой — четвертой категорий, работавшим в области права, при условии наличия у них стажа работы в должности судьи не менее 10 лет. ВР не поддержала это предложение.
Народные избранники оказались настойчивыми. В сентябре 2011 г. был зарегистрирован проект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (относительно стажа работы судьи и обеспечения рассмотрения судебных дел)» №9123. Инициаторы — четверо парламентариев, среди них и В.Бондик. Они предложили дополнить список должностями прокуроров и следователей. Однако впоследствии народные избранники сами отозвали документ.
В апреле 2012-го нардеп VI созыва Элина Шишкина подала идею засчитывать в судейский стаж работу в должности народного избранника. Ее предложение коллеги не одобрили, поэтому автор отозвала проект.
Попытка №…
В июле этого года депутат уже нынешнего созыва Руслан Сольвар (фракция ПП «УДАР») решил опять напомнить о «забытом» предложении. Он подал в парламент проект «О внесении изменений в статью 131 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (относительно стажа работы судьи)» №3017. Предлагается установить, что в стаж работы в должности судьи засчитывается работа в должности прокурора, следователя, если судейский стаж составляет не менее 10 лет.
По мнению Р.Сольвара, документ поможет устранить дискриминационные положения в части социального обеспечения судей, которые до избрания их на должности были прокурорами или следователями. Автор считает, что прокуратура является государственным органом, а прокуроры и следователи — государственными служащими, которые выполняют работу, во многом схожую с работой судьи, и на них в период пребывания на государственной службе налагаются ограничения, подобные по содержанию и объему тем, которые в соответствии с положениями закона применяются к обладателям мантий.
К тому же в ч.5 ст.501 закона «О прокуратуре» указано, что время работы в должности судьи засчитывается в стаж работы прокуроров и следователей при выходе на пенсию по выслуге лет. Следовательно, по мнению Р.Сольвара, аналогичную норму, касающуюся прокуроров и следователей, целесообразно включить и в закон «О судоустройстве и статусе судей».
Кстати, в новом проекте закона «О прокуратуре», который подготовили в Администрации Президента и направили на экспертизу в Венецианскую комиссию, данная норма из ныне действующего закона сохранена.
***
Как видим, 3 года подряд парламент был непреклонен и не соглашался вернуть старую норму. Будет ли так и в этот раз? Время покажет. Вероятно, выйдя из отпусков, члены Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия рассмотрят законопроект №3017. Однако, по мнению экспертов, у этой инициативы нет шансов. Поживем — увидим. Ведь нардепы VII созыва такие непредсказуемые...
Материалы по теме
Комментарии
1