Заработает ли новая кассационная инстанция в установленный законом срок
Cудебная реформа начала свой отсчет с предпо¬следнего дня июля. Срок сдачи рекон¬струированного «строения» также определен — 1 ноября: в этот «тяжелый» день начала недели должен открыть двери еще один высший специализированный суд. Адрес его известен, но будет ли кому праздновать новоселье?
Сначала была... вывеска
Как только закон «О судоустройстве и статусе судей» увидел свет в «Официальном вестнике Украины», уже на следующий рабочий день, 2 а⬬густа, Виктор Янукович приказал заняться созданием Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Как сообщил заместитель главы Администрации Президента Анд¬рей Портнов, глава государства поручил Правительству и Министерству юстиции «выполнить требования закона... увеличить финансирование судебных органов», чтобы улучшить их материально-техническое обеспечение.
Если театр начинается с вешалки, то суд — с помещения. Но, в отличие, скажем, от продолжительного периода создания системы административных судов, у нового высшего суда с этим проблем возникнуть не должно. Как сообщил в свое время нашему еженедельнику министр юстиции Александр Лавринович, суд «будет располагаться по тому же адресу, что и судебные палаты ВС, но — под новой вывеской».
Чтобы изготовить и заменить табличку на здании по ул. Пилипа Орлика, ни времени, ни средств много не понадобится. Перепишут с баланса на баланс дом, офисную мебель и оргтехнику — и суд готов к приему новых или старых обитателей. Если бы не одно но: любые имущест¬венные операции требуют наличия по крайней мере двух сторон и подписей руководителя и главного бухгалтера под соответствующим соглашением. В ВГУС как юридическом лице ни первого, ни второго пока еще нет.
Как нет, собственно, и самого юрлица, поскольку на момент подготовки этого материала к печати указ об образовании высшего спецсуда не издан, а также не определен его штат.
Ищем председателя
Если министр юстиции с представлением на создание ВГУС вряд ли замешкается, то предложить, какой должна быть численность будущих «высших» служителей Фемиды (как и во всей этой системе), может только председатель этого суда. Он же уполномочен издавать приказы о приеме на работу и вносить главе Государственной судебной администрации предложения относительно кандидатуры руководителя аппарата.
Следовательно, чтобы не нарушать требований только что подписанного закона, первым в новый суд должен войти его руководитель. Полномочия он должен получить от Высшего совета юстиции. Однако ст.20 закона допускает назначение на админдолж¬ности лишь работающих в этом суде лиц. Верховная Рада или Президент только издают акт, который служит основанием для издания приказа о принятии на работу и который, конечно, подписывает руководитель суда. Например, председателя ВАС назначал непосредственно Президент, и Александру Пасенюку оставалось только издать приказ №1 о своем вступлении в должность.
Допустимо, что в ВСЮ закроют глаза на эту деталь, опираясь на решение об избрании судьи или его переводе в ВГУС. Кстати, именно для упрощения и ускорения формирования состава этого учреждения в «Переходных положениях» закона оговорена возможность для представителей Верховного Суда пере¬йти на другую работу в обход новой процедуры — исключительно по постановлению ВР и собственному желанию. В таком случае одним препятствием становится меньше, правда, нардепы соберутся на очередную сессию не раньше 7 сентября. Однако остается главное: представление относительно кандидата на главное кресло от совета судей общих судов.
Ответ опять следует искать в разделе с несчастливым номером ХХІІІ — «Переходные положения» закона. Пункт 6 обязывает не позже чем через 15 дней, то есть до 14 августа, провести во всех общих судах собрания, на которых избрать делегатов на конференцию и представителей в организационное бюро по ее проведению. Собраться (скорее всего, в Киеве) делегаты должны в течение 20 дней со дня проведения последнего собрания судей, но не позже пятницы, 3 сентября.
Однако, что странно, в этом же пункте есть оговорка, допускающая возможность не только создания ВГУС, но и то, что он начнет работать до этой даты, а это уже свидетельствует об определенных временных «провалах» и отсутствии причинно-следственной связи в логике авторов окончательного текста закона. Ведь только конференция формирует первый состав совета судей общих судов, который в свою очередь и сможет внести представление в ВСЮ относительно председателя ВГУС (ч.2 ст.20 закона).
Даже если уже на следующий день после конференции орган судейского самоуправления соберется на заседание, то выбирать на административную должность будет не из кого! Ведь до 3 сентября ни один судья ВС даже теоретически еще не сможет поменять место работы, разве что ради такого дела созовут внеочередную сессию ВР. А для назначения или перевода другого претендента нужно подождать обновления состава Высшей квалификационной комиссии судей. Только она сможет внес¬ти представление относительно других судей или претен¬дентов.
К сведению желающих по¬соревноваться за высокую должность: для ее занимания стаж работы судьей не нужен. Такое требование в новом законе сохранено лишь для судей ВС (15 лет) или в случае перевода из Конституционного Суда (предоставляя такую привилегию членам КС, авторы закона пропустили дополнение «в отставке», что означает возможность смены места работы только при наличии полномочий судьи КС).
Без съезда — ни шагу вперед
Следовательно, при всем желании и усилиях Правительства, Минюста или АП до 7 сен¬¬тября ВГУС не заработает. Если же и в Верховном Суде не окажется желающего взвалить на свои плечи организацию работы нового учреждения, то вряд ли это произойдет и с 1 октября. Ведь до этой даты можно не успеть провести съезд судей, который, среди прочего, должен избрать 6 членов ВККС. В законе указано, что на созыв судейского форума отводится месяц, то есть крайней датой его проведения является 3 октября.
Теоретически уже 4 октября ВККС может собраться на свое первое заседание и рассмотреть материалы претендентов в ВГУС. Однако это маловероятно, поскольку сначала нужно провести первое организационное заседание. Потом — 10 дней на прием-передачу документов предшественников, и где-то в середине октября — первая рабочая встреча и, возможно, соответствующие представления на заполнение вакансий в высшем суде.
Дальше в игру вступает парламент или Президент. Однако им также необходимо время на изучение документов и издание постановления или указа. А значит, пройдет еще неделя, если не больше, поскольку прогнозировать прохождение кандидатов в ВР в разгар кампании по проведению местных выборов до¬статочно сложно.
Но допустим, что до 21 октября по крайней мере главному претенденту, которого, видимо, должна поддержать коалиция, удастся пройти и этот этап. Однако есть еще совет судей общих судов. На него повлиять извне будет трудно, поскольку даже закон не обязывает этот орган определиться с протеже на должность председателя ВГУС в определенный отрезок времени.
Наперегонки с КС
И наконец, два месяца — достаточный срок, чтобы «на поле» вернулся единственный орган конституционной юрисдикции. Именно он должен сказать, придерживался ли парламент Основного Закона, наделяя ВСЮ новыми полномочиями.
Большинство законодателей уверены, что КС останется на тех же позициях, которые он уже озвучил раньше. Поэтому может так случиться, что с объявлением очередного вердикта назначать на админдолж¬ности опять будет некому. А без председателя новый суд и ни туда и ни сюда…
Впрочем, как и без финансов. Ведь ни в дополнении №3, где речь идет о высших хозяйственном и административном судах, ни в дополнении №9 к закону о госбюджете на 2010 год о ВГУС не упоминается. Хотя присутствует (не известно, правда, зачем) Апелляционный суд Украины, на деятельность которого ни одной копейки не предусмотрено. То есть и перераспределять средства незачем.
В конце концов третий высший суд будет. Может, не так быстро, как того требует закон. С высокой долей вероятности можно допустить, что для ускорения процесса на ул. Банковой попробуют убедить кого-либо из судей палаты ВС по гражданским или уголовным выполнить высокую миссию, которую может осуществить лишь он.
Правда, в коридорах ВС больше обсуждают другой во¬прос — выход в отставку, поскольку в таком случае пожизненное содержание вроде бы окажется больше, чем зарплата по новому закону. Можно услышать и рассуждения, что нет смысла переходить на низшую должность, ведь можно оставаться и на работе, и в то же время без нее — пока не исполнится 65 лет. Тем более что у высшего судебного органа не будет такого наплыва дел, как в 2006 году.
Да и кто знает, не передумает ли законодатель, когда увидит последствия реформы или на ее отдельные не¬достатки укажет Венециан¬ская комиссия либо КС. И тогда в выигрыше окажутся те, кто не погнался за должно¬стями, а просто переждал реформу.
Роман ЧИМНЫЙ
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!