В «УДАРе» намерены ликвидировать «Беркут» и помочь выявить садистов и насильников среди стражей порядка
Столкновение «мирных» протестующих со стражами порядка у стен Киевсовета и на Майдане Независимости закончились не только синяками и уголовными производствами. В оппозиции, похоже, вспомнили старый, но действенный способ предупреждения конфликтов и пообещали... ликвидировать «Беркут». Не будет органа — не будет и проблем. Других сотрудников милиции собираются проверять на склонность к нарушению закона с помощью представителей партий и общественности.
Того, кто оскорбил, не прощу!
Идея избавиться от подразделений или учреждений, решения или действия которых оскорбили высоких должностных лиц, — не нова. Так было в 2008 году, когда один жест на дороге «не тому человеку» закончился ликвидацией спецподразделения ГАИ «Кобра». Правда, через 3 года его создали вновь, потому что у каждого спецподразделения есть спецзадачи, выполнять которые рядовым стражам порядка не по силам. Хотя бы из-за устаревшего технического оснащения. В том же году подобная история могла произойти с Окружным административным судом г.Киева.
Сейчас, на волне возмущения действиями «беркутовцев», во фракции «УДАР» решили, что источником конфликтов является именно существование спецподразделений. По словам нардепа Сергея Каплина, новый законопроект «О милиции», проект которого разрабатывают партийные юристы, сделает невозможным применение силы к мирным людям, и в нем, в частности, предусмотрена ликвидация спецподразделения особого назначения милиции «Беркут».
Подобную инициативу можно было бы списать на популизм нардепа — активиста разнообразных протестных движений. Да и вряд ли есть шанс, что эта идея будет воплощена в жизнь. В конце концов, массовые акции вообще без участия блюстителей общественного порядка рано или поздно превратятся в вакханалию радикально настроенных юнцов. Тогда милицию будут упрекать в бездействии не только политики, но и рядовые граждане.
Другое дело, что принцип «убрать обидчика» становится все более популярным в Украине. Вспомним, например, недавнюю инициативу представителей оппозиции — ликвидировать Высший административный суд. Более того, в Сети уже появляются предложения избавиться от таможенников, налоговиков, контрольных ведомств (от пожарников до санстанций)...
Милиции в этом смысле повезло больше: интернет-пользователи если и высказываются за ликвидацию, то преимущественно только ГАИ. К «Беркуту», с которым рядовой гражданин практически не пересекается, претензий почти нет. Поэтому в данном случае настроения оппозиции и избирателей не совпадают.
Однако местные райотделы после врадиевских событий ждут нелегкие времена, если будет удовлетворено еще одно требование оппозиции — осуществлена массовая переаттестация всего рядового и начальственного состава органов Министерства внутренних дел.
Без политиков никак?
На принятии нового порядка аттестации работников МВД настаивает та же фракция «УДАР». Как говорится в заявлении, распространенном ее пресс-службой в начале недели, «действующая Инструкция о порядке проведения аттестации личного состава органов внутренних дел Украины позволяет пройти аттестацию любому садисту и насильнику в погонах». Чтобы помешать появлению в правоохранительных органах таких оборотней в погонах, во фракции требуют обязательно включать в состав аттестационных комиссий «народных депутатов, представителей политических партий, которые сформировали фракции в Верховной Раде, а на местном уровне — партий, сформировавших свои фракции в местных советах, представителей общественных организаций, причем квота последних в аттестационных комиссиях должна быть не меньше 40%».
Само по себе предложение провести переаттестацию — не новое. Об этом недавно говорил министр внутренних дел Виталий Захарченко (см. стр.14. — Прим. ред.). Однако у представителей правоохранительных органов, с которыми общался корреспондент «ЗиБ», возникли сомнения в целесообразности привлечения к чистке рядов партийных контролеров.
С одной стороны, вряд ли работа в выборных органах дает опыт выявления извращенных склонностей у других людей, в частности и у претендентов на милицейские погоны. Да и реализация такой идеи в общеукраинском измерении повлечет немало новых конфликтов. Например, если в аттестационные комиссии, которые будут работать на востоке и юге страны, войдут представители ВО «Свобода», 90% личного состава не преодолеют «языковой барьер».
С другой стороны, такие представители общественности станут аккумулировать жалобы на действия стражей порядка — как обоснованные, так и вымышленные, которые будут использоваться для расправы с неугодными милиционерами. Плюс, а точнее минус такой идеи — неизбежная политизация милиции. Один из собеседников «ЗиБ» шутя предложил подбирать милицейское руководство по квотному принципу: если начальник ОВД — от власти, его заместитель — от оппозиции. И наоборот. А также включать партийных контролеров в состав следственных групп — для прозрачности процесса и реальной состязательности: одна часть будет работать на обвинение, другая — добывать аргументы для защиты.
Порядка больше не станет, но информационных поводов для взаимных обвинений появится с лихвой.
В свое время народные депутаты уже пытались на законодательном уровне закрепить за профильным парламентским комитетом полномочия по контролю за правоохранительными органами, например, в части согласования и консультаций по кадровым вопросам, создания специальных подразделений и т.п. Однако Конституционный Суд дважды обращал внимание законодателя на недопустимость нарушения принципа разделения власти и наделения парламентских подразделений полномочиями, не предусмотренными Конституцией (решения от 27.05.2009 №12-рп/2009 и от 10.06.20110 №16-рп/2012). Но, похоже, контролировать что-то и кого-то, особенно если речь идет о кадрах — правоохранительных, прокурорских или судейских, хочется не одному депутату.
Руководителю виднее...
Сейчас очевидно лишь одно: переаттестации милиционерам не избежать. Ведь только таким способом можно сбить волну народного недовольства. Однако, скорее всего, переаттестация коснется прежде всего руководства областей и районов.
Например, бывший первый заместитель министра внутренних дел Николай Джига тоже выступает за проведение публичной переаттестации руководителей всех облуправлений МВД. «На уровне министерства должны провести аттестацию начальников областных управлений внутренних дел, публично, с видеокамерами, представителями средств массовых информации», — заявил он «Украинским новостям».
Дальше — логика простая: руководитель высшего уровня должен позаботиться о надлежащем подборе начальственного состава на местах. А уже последние самостоятельно проведут чистку личного состава. По мнению нардепа, во время переаттестации «посмотреть нужно в первую очередь на моральную, этическую сторону, на то, как они ведут себя в семье».
Парламентарий не против изучения общественного мнения во время переаттестации, однако считает, что к этому следует привлекать педагогов, деятелей культуры, моральных авторитетов общества.
В то же время эксперты отмечают, что одним лишь проведением аттестации проблему не решить. Ведь, как известно, бытие определяет сознание. Если высокие моральные требования не будут подкреплены не менее высокими материальными стимулами, государство, либо вообще останется без стражей порядка, либо будет вынуждено доверить такие функции тем, кто согласится нести эту тяжелую и опасную службу.
Мнение
ОЛЕГ ЛЯШКО, Радикальная партия:
— По поводу ликвидации конкретно «Беркута» есть вопрос. Ведь спецподразделения особого назначения милиции должны быть. Но, думаю, нам нужно вообще сокращать численность органов внутренних дел, которая в настоящее время вдвое, а то и втрое больше, чем численность армии. К тому же в этом году затраты на содержание милиции, подразделений органов внутренних дел составляют около 16—20 млрд грн. Поэтому считаю, что их сокращение должно произойти немедленно.
Что касается переаттестации сотрудников органов внутренних дел, то думаю, этого недостаточно. Должна быть не переаттестация, а люстрация — сплошная замена сотрудников органов внутренних дел. Нам не нужна такая милиция, которая есть сегодня. Радикальная партия предлагает выбирать сотрудников органов внутренних дел, как, например, выбирают шерифов в Америке. В этом случае люди будут нести ответственность за избранного, к тому же будут иметь возможность его контролировать.
Относительно состава аттестационных комиссий. Нужно привлекать общественность, а не народных депутатов. Было бы хорошо, если бы в аттестационные комиссии входили представители общественности, журналисты, активисты, правозащитники и т.д.
Николай ЛЕВЧЕНКО, Партия регионов:
— Сложно дать оценку документу, которого не читал. Но, ликвидируя что-то, нужно понимать, чем это можно заменить. «Беркут» выполняет функции охраны общественного порядка. Если его ликвидировать, кто будет осуществлять эти функции? Да, есть замечания, злоупотребления, но это не означает, что не нужна структура. Это так же, как вода: она спасает от жажды, но бывает — люди в ней тонут. Однако это не значит, что надо закрыть все водоемы.
Что касается включения народных депутатов в состав аттестационной комиссии, то я не вижу в этом никакого смысла. В комиссию должны входить профессионалы, разбирающиеся в данных вопросах. Предположим, инициаторы имеют в виду профессионалов из числа нардепов, когда-то работавших в органах внутренних дел. В таком случае мы даем понять, что доверяем не сотрудникам милиции, которые сейчас находятся при исполнении, а тем, кто когда-то работал в органах правопорядка, а теперь стал нардепом. Вопрос: они порядочнее тех, кто работает сейчас?
Существующий порядок надо менять. Но это нужно делать не для того, чтобы завоевать сердца избирателей, а чтобы эти избиратели были в безопасности.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!