Политика помешала исправить ситуацию с исполнением судебных решений
Политика очень часто мешает праву. Так произошло и во время принятия постановления относительно рекомендаций парламентских слушаний о состоянии исполнения судебных решений. Народные избранники, взбудораженные объявлением о лишении мандатов двух нардепов, не смогли собраться и поддержать этот проект. Таким образом политики в очередной раз подтвердили: вошло в традицию не исполнять судебные решения, а критиковать их.
Неутешительные выводы
Докладчики, выступившие во время парламентских слушаний 22 мая, были едины в том, что ситуация с состоянием исполнения судебных решений уже критическая. Как говорил классик, «так дальше жить нельзя». Ведь исполнение судебного решения является неотъемлемой частью права на справедливый суд, гарантированного и Конституцией, и Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод.
В то же время, как отметил председатель Комитета ВР по вопросам правовой политики Валерий Писаренко, презентуя проект постановления №2356а, «одной из определяющих задач не только судебной власти, но и государственной системы в целом является исполнение судебных решений — один из основных критериев, по которым граждане оценивают действенность, эффективность и честность власти». Анализируя статистические показатели разных ведомств относительно исполнения судебных решений, можно сделать неутешительные выводы.
Так, наблюдается тенденция: исполняется лишь 30% судебных решений. В то же время растет количество жалоб на действия или бездействие органов ГИС, при этом в прошлом году суды удовлетворили каждое второе такое заявление, а в системе административных судов этот показатель достиг 65%.
Кроме того, в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы от 26.01.2011 №1787 (2011) «Исполнение решений Европейского суда по правам человека» указаны основные системные недостатки, которые приводят к часто повторяющимся выводам о нарушении конвенции и «подрывают верховенство права». Что касается Украины, то эти проблемы связаны, в частности, с хроническим неисполнением решений национальных судов.
Одной из объективных причин неудовлетворительного положения дел с принудительным исполнением судебных решений участники слушаний назвали то, что суд лишили контроля за процессом исполнения своих решений. Поэтому Комитет ВР по вопросам правовой политики, работая над проектом рекомендаций, пришел к выводу о необходимости качественно новых подходов к решению этой проблемы.
«Прежде всего нужно определить наиболее эффективное и рациональное место государственной исполнительной службы в системе органов власти», — отметил В.Писаренко. Ведь согласно мировым стандартам, напомнил он, процесс осуществления правосудия начинается с момента обращения в суд и заканчивается исполнением судебного решения.
«Несмотря на общественную значимость тематики парламентских слушаний, — отметил докладчик, — участники негативно оценили безразличное отношение исполнительной ветви власти к проблематике, ведь в слушаниях не участвовал ни один министр, а это свидетельствует о том, что Правительство не уделяет надлежащего внимания поднятым вопросам».
Кто виноват и что делать?
Обсуждение проекта постановления было непродолжительным и свелось к критике власти со стороны оппозиции и призывам «судей должен избирать народ и нужно менять всю систему», которые стали последним новым-старым трендом коммунистов. Главными «неисполнителями» нардепы называли именно Правительство, Пенсионный фонд и органы социального обеспечения. И предлагали добавить в постановление пункт, которым обязать эти государственные органы исполнять судебные решения, а также отменить закон «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений» от 5.06.2012 №4901-VI.
По мнению нардепов, причиной бездействия органов ГИС, помимо прочего, является отсутствие необходимых полномочий. Ведь единственный орган, который должен реагировать на игнорирование требований государственных исполнителей, — это прокуратура. Однако ее обращения почти никогда не перерастают в уголовные производства.
Правда, как отмечали и участники парламентских слушаний, органы ГИС не могут заставить тех, кому подчинены, исполнять судебные решения. Поэтому в подготовленных комитетом рекомендациях Правительству предложено «проработать вопрос относительно реформирования системы государственной исполнительной службы и внести на рассмотрение Верховной Рады соответствующие законопроекты». Также Кабмин должен разработать и подать на рассмотрение парламента проекты законов относительно обеспечения надлежащего социального статуса и правовой защиты работников ГИС.
Учитывая, что основными причинами неисполнения судебных решений являются недостатки в работе и ненадлежащим образом организованная работа государственной исполнительной службы, Генеральной прокуратуре рекомендовано «усилить надзор за законностью деятельности должностных лиц ГИС».
Кроме того, Комитету ВР по вопросам правовой политики предложено «проработать вопрос относительно целесообразности подчинения ГИС судебной ветви власти». Ведь, как отмечено в проекте постановления, «отсутствие действенных механизмов контроля суда за исполнением судебных решений в силу природы суда, в частности его возможности действовать лишь по обращению лица… значительно снижает эффективность судебной деятельности».
Однако эти рекомендации пока остаются «в проекте». Очевидно, что в начале третьей сессии Верховная Рада к ним вернется. Ведь парламентское бездействие еще никогда не способствовало решению проблем.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
НАТАЛИЯ АГАФОНОВА, секретарь Комитета ВР по вопросам правовой политики:
— Подчинение исполнительной службы Минюсту — устаревшая практика, которая имела место еще в советские времена. Международный опыт доказывает, что процесс принятия и исполнения судебного решения должен быть непрерывным. То есть соответствующие учреждения должны быть в одной системе. Я полностью поддерживаю предложение подчинить исполнительную службу Государственной судебной администрации. Вместе с тем в нашей стране при нынешней власти и нынешнем правовом нигилизме, кому бы ни подчинили это ведомство, пока не будет политической воли исполнять решения суда — они не будут исполняться.
АНДРЕЙ МОХНИК, председатель подкомитета по вопросам организации и деятельности органов юстиции и исполнительной службы Комитета ВР по вопросам правовой политики:
— Возвращение полномочий по исполнению решений судебной системе не должно означать предоставление этих функций Государственной судебной администрации. Потому что ГСАУ — орган исполнительной власти, а, по мнению фракции ВО «Свобода», речь должна идти именно о судебной ветви власти. Ни законодательная, ни исполнительная ветви не должны вмешиваться в эту сферу.
Материалы по теме
ГИС открыла первый фронт-офис
18.12.2019
Почему в Украине желания исполняются чаще судебных решений?
в„–49 (1451), 14.12—20.12.2019
Деньги с должника будут взимать в один клик
12.12.2019
Государственное имущество отдавать в аренду без конкурса — на аукционах
в„–36 (1438), 14.09—20.09.2019
ВР должна определиться, кто будет контролировать частных детективов
в„–25-26 (1375-1376), 26.06—06.07.2018
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!