Прежде чем наказать несовершеннолетнего, разберутся с его окружением и воспитанием, а расследовать правонарушения будут спецподразделения
Необходимо, чтобы уголовное производство в отношении несовершеннолетних осуществляли только наиболее квалифицированные специалисты. Этому должна предшествовать работа с досудебными отчетами, которые дают возможность оценить не только личность ребенка, но и среду, в которой он воспитывался. Однако главная задача для судей, следователей, представителей органов опеки — предупредить преступление. Если же этого не удалось достичь, сделать так, чтобы не допустить правонарушений в будущем.
Осторожно: дети!
«Обеспечить эффективность системы гарантий прав ребенка в уголовном судопроизводстве и предотвратить преступность несовершеннолетних можно лишь при условии согласованного взаимодействия судебной системы со всеми органами государственной власти, на которые возложена эта важная задача, и разработки общего алгоритма действий» — такое мнение выразил председатель Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Андрей Солодков во время круглого стола, организованного ВСС при содействии украинско-канадского проекта «Реформирование системы уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине».
«Цель проекта — помочь Украине реформировать систему уголовной юстиции, а также обеспечить защиту прав детей», — рассказала директор проекта Таня Сенфорд Аммар. По ее мнению, наша страна уже достигла успехов в деле приведения отечественных стандартов в соответствие с международными.
Докладчик также отметила, что работу нужно проводить и после назначения наказания, задумываясь над тем, каким образом можно в будущем помочь ребенку стать на правильный путь. Что касается самого наказания, то согласно международным стандартам к несовершеннолетнему правонарушителю применяется наиболее мягкое из предусмотренных за совершенное преступление. Соответственно, и взятие под стражу, по мнению Т.Аммар, должно быть последним из возможных вариантов, если другие меры пресечения являются недейственными. По ее мнению, важное мероприятие в процессе реформирования — подготовка ВСС информационного письма по данной проблеме, проект которого детально обсуждали во время круглого стола.
Как объяснил заместитель председателя ВСС Станислав Мищенко, в этом документе «даны ответы на те вопросы судей, о которых не говорилось в предыдущих рекомендациях». Так, например, законодательно определено, что дела в отношении несовершеннолетних должны рассматривать наиболее опытные судьи. Однако, по мнению С.Мищенко, это должно касаться и прокурора, курирующего расследование. Также следует привлекать как службу по делам несовершеннолетних, так и криминальную милицию по делам несовершеннолетних.
Обязательно нужно обеспечить ребенку защитника как с момента установления факта несовершеннолетия, так и со времени возникновения каких-либо сомнений в том, является ли задержанное лицо несовершеннолетним. Ведь, как напомнил заместитель председателя ВСС, использовать доказательства, полученные в результате нарушения права несовершеннолетнего на защиту, недопустимо. С.Мищенко также отметил, что нужно более взвешенно подходить к предусмотренной законодательством возможности производства с участием несовершеннолетнего в закрытом заседании.
Еще один важный момент, на который обратил внимание докладчик, — особый порядок распространяется и на лиц, достигших совершеннолетия во время уголовного производства. Кроме того, такие дела должны рассматриваться в суде в первую очередь.
С.Мищенко поддержал Т.Аммар, говорившую о возможности содержания несовершеннолетнего под стражей только в исключительных случаях. В частности, если он подозревается в совершении особо тяжкого преступления и при условии, что прокурор докажет целесообразность применения именно такой меры пресечения.
Докладчик акцентировал внимание на нормах УПК, регламентирующих необходимость выяснить, как во время досудебного, так и судебного производства, каковы условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, получить полную и всестороннюю информацию о его личности и т.п. По мнению С.Мищенко, для эффективной реализации этих требований целесообразно использовать позитивный опыт зарубежных стран, в частности относительно составления досудебного отчета, и наработки украинских пилотных судов, которые ввели эти новеллы и убедились в их эффективности. «Суды должны тщательно и взвешенно анализировать сведения из досудебных отчетов, предоставленных представителями службы по делам детей, другую информацию о личности несовершеннолетнего, полученную во время судебного разбирательства», — отметил С.Мищенко. По его словам, именно эти службы должны дать свои рекомендации или объяснения, на основе которых суд назначит конкретное наказание или меру влияния.
По мнению заместителя председателя ВСС, суд — это орган, который лишь констатирует факт совершения правонарушения и определяет наказание. Но существует еще много факторов, от которых зависит поведение такого лица. И главная задача, стоящая перед обществом, — не допустить совершения несовершеннолетним правонарушения. «Если это уже произошло, задача суда — соблюсти условия, чтобы это правонарушение не повторилось», — отметил С.Мищенко.
Судье в помощь
По словам менеджера проекта по инициативам по правосудию относительно несовершеннолетних Сандры Прокопив, досудебный отчет дает возможность оценить потребности несовершеннолетнего и спланировать работу с делом. Также учитывается среда, в которой воспитывается такое лицо. По мнению эксперта, отчет должны готовить органы пробации, социальные работники, службы защиты детей, а не органы расследования — из-за очевидного конфликта интересов. По словам С.Прокопив, досудебный отчет поможет суду принять справедливое решение в отношении несовершеннолетнего.
Представители пилотных судов — председатель Апелляционного суда Ивано-Франковской области Надежда Стефанив и судья Ивано-Франковского городского суда Лев Кишакевич — детально рассказали об использовании досудебного отчета. В частности, как сообщила Н.Стефанив, в возглавляемом ею учреждении разработана инструкция с перечнем действий, которые обязательно должен выполнить работник службы по делам детей во время подготовки отчета, координируя свою деятельность с представителем криминальной милиции по делам детей и судьей.
Опыт пилотных судов убедил участников заседания в необходимости использования такой практики во всех судебных учреждениях страны. Как отметил А.Солодков, «результаты деятельности этих судов подтвердили возможность претворить в жизнь в рамках действующего законодательства положительные наработки Канады в сфере ювенальной юстиции».
Тайны следствия
Заместитель начальника главного следственного управления Министерства внутренних дел Олег Татаров рассказал, какие организационные меры принимаются для улучшения расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними. По его словам, было закреплено 2050 следователей из числа наиболее опытных сотрудников, занимающихся расследованием этой категории дел. Так, в рамках пилотного проекта в Днепропетровской области создан специализированный отдел, расследующий и контролирующий дела в отношении несовершеннолетних. По его мнению, такие спецподразделения целесообразно создать в каждой области.
По словам представителя МВД, все еще есть проблемы. В частности, по результатам проверки 5 регионов выявлено 14 случаев, когда уголовные правонарушения расследовали неуполномоченные следователи. Около 20 руководителей привлечены к дисциплинарной ответственности. Чтобы не допустить таких нарушений в дальнейшем, Генеральная прокуратура и МВД разработали проект инструкции, которая будет регламентировать порядок участия следователей в производствах по делам несовершеннолетних.
По словам О.Татарова, в последнее время благодаря принятым профилактическим мерам и введению институтов нового УПК наблюдается тенденция к снижению уровня детской преступности. За период действия кодекса в суд направлено 200 производств, где заключены соглашения о примирении между подозреваемыми и потерпевшими, и 45 производств, в которых заключены соглашения о признании виновности.
Отдельно О.Татаров обратил внимание на особенности избрания несовершеннолетним мер пресечения. «УПК обеспечивает возможность применять в качестве альтернативы другим мерам пресечения передачу несовершеннолетнего под надзор родителей, опекунов или попечителей, а по отношению к несовершеннолетним, воспитывающимся в детском учреждении, — передачу их под надзор администрации этого учреждения», — отметил он. Однако эта мера, по его словам, применялась недостаточно эффективно. И все же благодаря соответствующему реагированию количество избранных альтернативных мер увеличилось на 80%.
Говоря о профилактических мерах, позволяющих повлиять на криминогенную ситуацию, О.Татаров назвал лекции в высших учебных заведениях, общеобразовательных школах, других спецучреждениях и т.п. Кроме того, с начала года подготовлено около 40 репортажей, посвященных предотвращению преступности среди несовершеннолетних. «Благодаря позиции ВСС, председателей апелляционных судов, прокуроров системных проблем с расследованием преступлений, совершенных несовершеннолетними, у нас нет», — отметил представитель МВД. Он также сообщил, что в будущем следователи и судьи обязательно будут проходить курсы по педагогической и психологической подготовке.
С.Мищенко (слева) напомнил коллегам: с несовершеннолетними нужно вести себя взвешенно, процессуальные меры принимать осторожно и в первую очередь — разбираться.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!