Иногда суды открывают производства по делам по представлениям должностных лиц ГИС, не проверив их полномочий
О практике рассмотрения судами представлений государственных исполнителей относительно временного ограничения в праве выезда за пределы Украины и о требованиях к форме и содержанию таких представлений идет речь в анализе судебной практики, осуществленном Верховным Судом. Кроме того, из этой части документа вы узнаете, почему сейчас невозможно выяснить истинное положение дел с решением вопросов, касающихся временного ограничения граждан в праве выезда из Украины, а также разного подхода судов к учету и индексу дел этой категории.
Субъекты обращения
В соответствии с п.18 ч.3 ст.11 закона «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 №606-XIV государственный исполнитель имеет право в случае уклонения должника от выполнения обязательств, возложенных на него решением, обращаться в суд за установлением временного ограничения в праве выезда должника — физического лица или руководителя должника — юридического лица за пределы Украины до выполнения обязательств по решению.
Реализация этих прав осуществляется путем обращения в суд в порядке ст.3771 Гражданского процессуального кодекса с представлением о временном ограничении должника в праве выезда за пределы Украины, в котором также указано, что субъектом обращения в суд является государственный исполнитель.
Перечень лиц, определенных законом «О государственной исполнительной службе» от 24.03.98 №202/98-ВР как государственные исполнители, содержится в ст.4 данного закона. Ее положения следует учитывать при проверке того, имеет ли субъект, обратившийся в суд с представлением, на это полномочия.
В соответствии с вышеуказанной статьей государственными исполнителями являются: начальник отдела принудительного исполнения решений, заместитель начальника отдела принудительного исполнения решений департамента ГИС Министерства юстиции, главный государственный исполнитель, старший государственный исполнитель, государственный исполнитель отдела принудительного исполнения решений департамента ГИС Минюста, начальники отделов принудительного исполнения решений управления ГИС главного управления юстиции Минюста в АРК, главных управлений юстиции в областях, гг.Киеве и Севастополе, их заместители, главные государственные исполнители, старшие государственные исполнители, государственные исполнители отделов принудительного исполнения решений управлений ГИС ГУ юстиции Минюста в АРК, главных управлений юстиции в областях, гг.Киеве и Севастополе, заместитель начальника районного, районного в городе, городского (города областного значения), горрайонного управления юстиции — начальник отдела ГИС, заместитель начальника, главный государственный исполнитель, старший государственный исполнитель, государственный исполнитель районного, районного в городе, городского (города областного значения), горрайонного отдела ГИС соответствующего управления юстиции.
В случае замены госисполнителя после открытия производства к представлению должны прилагаться документы, подтверждающие, что с представлением в суд обратился именно тот исполнитель, который работает с конкретным исполнительным документом.
Дела, поступившие для анализа судебной практики, свидетельствуют о том, что имеют место случаи, когда суды открывают производства по делам по представлениям должностных лиц ГИС, не проверив, полномочным ли лицом они поданы.
Так, Шполянский районный суд Черкасской области рассмотрел представление начальника ОГИС Шполянского районного управления юстиции о временном ограничении в праве выезда за пределы Украины Т. без выяснения того, является ли он государственным исполнителем в этом производстве.
Судам следует соблюдать требования ч.1 ст.3771 ГПК. Если материалы в соответствии с электронным распределением дел оказались у начальника ГИС и он является исполнителем, то иное согласование законом не предусмотрено, а если представление внесено непосредственно государственным исполнителем, то оно должно обязательно быть согласовано с начальником ГИС.
Есть также случаи, когда представления госисполнителей суды возвращают для надлежащего оформления. Правильной является практика, когда суды оставляют представления без движения, давая государственному исполнителю срок для устранения недостатков, а в случае неисполнения такого определения — возвращают эти представления в соответствии со ст.121 ГПК.
В декрете Кабинета Министров «О государственной пошлине» от 21.01.93 №7-93 не говорится об уплате госпошлины (судебного сбора) за рассмотрение представления о временном ограничении в праве выезда за пределы Украины. Не предусматривалась положениями декрета и уплата государственной пошлины (судебного сбора) за подачу апелляционной жалобы на определения суда первой инстанции по этому вопросу.
Закон «О судебном сборе» от 8.07.2011 №3674-VI, вступивший в силу 1.11.2011, не устанавливает оплату представления государственного исполнителя о временном ограничении должника в исполнительном производстве в праве выезда за пределы Украины.
В соответствии с Порядком оплаты расходов на информационно-техническое обеспечение судебных процессов, связанных с рассмотрением гражданских и хозяйственных дел (утвержден постановлением Кабмина от 21.12.2005 №1258), за рассмотрение представлений госисполнителей оплата расходов не предусматривалась. Однако с учетом положений п.10 порядка за подачу апелляционной жалобы расходы оплачивались по категории споров неимущественного характера.
Сейчас указанное постановление утратило силу согласно постановлению Кабмина от 30.11.2011 №1224.
«Содержательные» требования
Госисполнитель в процессе осуществления исполнительного производства имеет право в случае уклонения должника от выполнения обязательств, возложенных на него решением, обращаться в суд относительно установления временного ограничения в праве выезда должника — физического лица или руководителя должника — юридического лица за пределы Украины до выполнения обязательств по решению (п.18 ч.3 ст.11 закона №606-XIV).
Большинство государственных исполнителей обращались в суды с представлениями, содержание и форма которых касались вопросов, которые необходимо решить при рассмотрении дел и которые впоследствии были нормативно урегулированы в Инструкции по организации принудительного исполнения решений, вступившей в силу с 17.04.2012 и утвержденной приказом Минюста от 2.04.2012 №512/5. Эта инструкция содержит отдельный разд. XI «Ограничение в праве выезда за пределы Украины и запрещение въезда в Украину», в котором предусмотрено содержание представления госисполнителя при обращении в суд, заключающееся в следующем:
1. В случае уклонения должника от выполнения обязательств, возложенных на него решением, государственный исполнитель может обратиться с представлением в суд по местонахождению органа ГИС относительно установления временного ограничения в праве выезда должника — физического лица или руководителя должника — юридического лица за пределы Украины до выполнения обязательств по решению.
2. В представлении должны быть указаны: название суда, в который направляется представление; реквизиты исполнительного документа, находящегося на исполнении; реквизиты исполнительного производства; фамилия, имя и отчество лица (должника), дата рождения (число, месяц, год); подтверждение факта уклонения должника от выполнения обязательств.
3. В представлении должны быть определены меры (временное ограничение в праве выезда за пределы Украины с изъятием паспортного документа или без такового), указаны наименования органов, которые должны их осуществить. В случае временного ограничения лица (должника) в праве выезда за пределы Украины с изъятием паспортного документа указываются вид паспортного документа (для граждан Украины — дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт гражданина Украины, паспорт гражданина Украины для выезда за границу, удостоверение личности моряка и т.п.; для иностранцев и лиц без гражданства — паспортный документ, подтверждающий гражданство иностранца или удостоверяющий лицо без гражданства), его серия и номер, а также название и местонахождение государственного органа, в который должен быть послан изъятый паспортный документ.
4. К представлению прилагаются копии исполнительного документа, постановления об открытии исполнительного производства и копии других документов (при необходимости). В представлении также могут быть указаны место проживания должника и другие известные государственному исполнителю сведения.
5. О направлении в суд представления об установлении временного ограничения в праве выезда за границу государственный исполнитель сообщает должнику.
6. Для обеспечения контроля и проведения однозначной идентификации лиц (должников) во время пересечения ими государственной границы Украины нужно указывать фамилии и имена граждан Украины только на украинском языке, граждан Российской Федерации и Республики Беларусь — только на русском, а иностранцев и лиц без гражданства писать только латиницей (эти данные содержатся в машиносчитываемой зоне паспортного документа, а при ее отсутствии — в напечатанных на этой странице паспортного документа данных о лице).
В случае отсутствия таких данных госисполнитель получает их в суде, принявшем решение в отношении должника, или в соответствующих органах, которые осуществляют регистрацию места жительства граждан Украины и иностранцев.
К представлению прилагаются копии исполнительного документа, постановления об открытии исполнительного производства, а также другие документы, которые, по мнению госисполнителя, подтверждают уклонение должника от выполнения обязательств, возложенных на него решением, сведения о характере и размере невыполненных обязательств.
В случае внесения представления о временном ограничении в праве выезда за пределы Украины руководителя юридического лица — должника к представлению прилагалась выдержка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, в котором указывается, кто является руководителем юрлица — должника.
При необходимости к представлениям государственных исполнителей прилагались копии других документов, которые были должным образом удостоверены. Представление подписывалось государственным исполнителем с указанием даты.
Представление о временном ограничении в праве выезда за пределы Украины, с которым обращался в суд госисполнитель, в соответствии с требованиями ч.1 ст.3771 ГПК согласовывалось с начальником отдела ГИС, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель (субъект представления). Такие представления замечаний не вызывают.
Согласие начальника отдела ГИС на внесение представления — одна из форм реализации им функций контроля за законностью исполнительного производства, закрепленная в ст.83 закона №606-XIV, в соответствии с положениями которой начальник отдела обязан проверить законность и обоснованность представления.
Закон не допускает случаев согласования представления другим, кроме начальника (исполняющего обязанности начальника), должностным лицом органов ГИС.
Если в суд обращается начальник отдела ГИС, который осуществляет исполнительное производство, согласование такого представления не требуется.
Истинное положение дел
Статья 3771 ГПК содержится в разд.VI «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных решений по гражданским делам и решений других органов (должностных лиц)», что предопределяет некую специфику в формировании дел относительно рассмотрения этих вопросов.
В соответствии с пп.3.3.6 и п.3.8 Инструкции по делопроизводству в местном общем суде, утвержденной приказом Государственной судебной администрации от 27.06.2006 №68 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом ГСАУ от 26.09.2007 №100), заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и госисполнителей регистрируются в журнале учета представлений, заявлений и ходатайств в порядке исполнения судебных решений по гражданским делам и в алфавитном указателе гражданских дел под индексом 6. Все материалы дел по таким представлениям и заявлениям приобщаются к соответствующим гражданским делам.
Отдельные дела формируются лишь тогда, когда судебное решение, относительно которого внесено представление, ходатайство или заявление, постановлено другим судом.
Однако дела о временном ограничении граждан в праве выезда за пределы Украины, рассмотренные в порядке ст.3771 ГПК, не учтены в инструкции и не приведены в соответствие с действующим законодательством в связи с появлением новой нормы ГПК (закон от 4.11.2010 №2677-VI, действующий с 9.03.2011) и закона №606-XIV (п.18 ч.3 ст.11).
Анализ дел данной категории показал разный подход к учету и индексу дел, который, очевидно, следует определить в инструкции отдельной строкой. Это касается и представлений госисполнителей о временном ограничении права граждан выезжать из Украины, которые должны были бы учитываться отдельно от других категорий представлений. Эта неопределенность приводит к тому, что сейчас невозможно выяснить истинное положение дел (отсутствует статистическая отчетность) с решением вопросов, касающихся временного ограничения граждан в праве выезда из Украины.
Так, в Стрыйском горрайонном суде Львовской области на все представления государственных исполнителей в порядке ст.3771 ГПК формируются отдельные дела с индексом 2, который установлен для гражданских дел, что не соответствует требованиям инструкции (дела №№2-1746, 2-1426, 2-1746, 2-1563, 2-1289).
Имеют место случаи, когда представления государственного исполнителя приобщаются к гражданскому делу о взыскании долга и вопрос о временном ограничении должников в праве выезда за пределы Украины объединяется с таким гражданским делом, поэтому некоторые суды прислали для анализа судебной практики гражданские дела о взысканиях долга, в которых содержатся материалы по представлениям госисполнителей.
Как отмечено в ст.3771 ГПК, государственный исполнитель может обратиться в суд с соответствующим представлением при исполнении не только судебных решений, но и решений других органов (должностных лиц). Поскольку представление рассматривается судом по месту нахождения органа ГИС, то может возникнуть ситуация, когда решение принял один суд, а представление рассмотрел другой.
Очевидно, было бы целесообразно, чтобы суд, вынесший определение в порядке ст.3771 ГПК, направлял копию определения в принявший решение суд для приобщения к материалам дела, что отвечало бы содержанию разд.VI ГПК «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных решений по гражданским делам и решений других органов (должностных лиц)», в котором законодатель разместил указанную норму права.
Немедленное рассмотрение
Согласно ч.2 ст.3771 ГПК суд обязан немедленно рассмотреть вопрос о времен-
ном ограничении физического лица — должника или руководителя юридического лица — должника в праве выезда за пределы Украины.
Глава 6 ГПК «Процессуальные сроки», ст.157 ГПК, регулирующая вопросы относительно сроков рассмотрения дел, не содержат такого понятия, как «немедленное рассмотрение дела», и не раскрывают его значения.
Согласно толковому словарю наречие «немедленно» означает, что событие происходит сразу, без задержки, срочно.
В известной мере понятие «немедленно» раскрывается в ч.4 ст.30 закона
№606-XIV, которой регулируется срок осуществления исполнительного производства. В частности, в ней отмечено: если решение подлежит немедленному исполнению, государственный исполнитель открывает исполнительное производство не позднее следующего рабочего дня после поступления документов, указанных в ст.17 данного закона.
Также термин «немедленно» употребляется и в уголовном процессе (решение Европейского суда по правам человека от 28.10.88 по делу «Броуган и другие против Соединенного Королевства»). Что касается термина «немедленно», то суд признает оправданным срок до 4 дней (в толковании ст.5 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод — немедленное рассмотрение).
В ГПК не раскрыто понятие такого срока решения, однако с учетом прецедентной практики ЕСПЧ и положений конвенции представление должно быть рассмотрено в день его поступления в суд, однако не позже следующего дня.
По мнению судей, как следует из анализа судебной практики, установленный срок рассмотрения представления государственного исполнителя о временном ограничении гражданина в праве выезда за пределы Украины сокращен неоправданно, на практике его трудно соблюсти из-за процедуры уведомления и вручения судебной повестки.
С учетом того, что ч.2 ст.3771 ГПК предусмотрено немедленное рассмотрение дела (это делает невозможным уведомление государственного исполнителя о дате рассмотрения представления путем направления судебной повестки с уведомлением о вручении), госисполнитель может быть поставлен в известность о дате судебного заседания способом, предусмотренным чч.5, 6 ст.74 ГПК (телеграмма, факс), а также курьером (с обратной распиской), по электронной почте, телефонограммой.
Данные требования процессуального закона суды большинства областей в основном выполняют, но в некоторых случаях допускают нарушение сроков рассмотрения указанных вопросов.
Так, представление начальника ОГИС Ивано-Франковского городского управления юстиции об установлении временного ограничения в праве выезда за пределы Украины должника П. поступило в Ивано-Франковский городской суд 15.04.2011, а определение об отказе в удовлетворении представления суд вынес 12.12.2011.
Общее количество рассмотренных местными судами дел всех категорий дает основания сделать вывод, что нарушению требований закона о немедленном рассмотрении представлений государственных исполнителей в порядке ст.3771 ГПК в известной мере способствовала перегруженность местных судов.
Учитывая обязательность вызова государственного исполнителя при рассмотрении представления в порядке ст.3771 ГПК и возможное истребование необходимых документов, считаем, что рассмотрение представления должно осуществляться в день его поступления (при наличии необходимых документов), но не позже следующего дня с момента его получения.
В случае уклонения должника от выполнения обязательств, возложенных на него решением суда, с выездом за пределы Украины придется подождать.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!