Покупателей и продавцов квартир будут проверять на причастность к отмыванию средств
Очередные новации могут услож¬нить жизнь участникам рынка недвижимости. Изменения в закон о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, обязывают при финансовом мониторинге фиксировать операции с недвижимостью. Операция будет подлежать обязательному финансовому мониторингу при условии наличия хотя бы одного из признаков, определенных в законе. Такими, например, могут быть наличные расчеты или наличие у покупателя офшорной регист¬рации.
Недвижимость — под контроль
Нововведение вызвано очередными требованиями международного сообщества. Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О пред¬отвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен¬ных преступным путем» от 18.05.2010 №2258-VI, вступающий в силу 20 августа этого года, по сути, реализует рекомендации Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).
Законодательные изменения предусматривают расширение круга субъектов первичного финансового мониторинга. В него включены адвокаты, нотариусы и аудиторы, принимающие участие в подготовке и сопровождении договоров купли-продажи. В соответствии с законом эти субъекты будут обязаны сообщать уполномоченному органу о своих подозрениях относительно отдельных соглашений, в частности о купле-продаже недвижимости.
Под контроль могут попасть договоры о приобретении земельных участков и объектов незавершенного строительства, воздушных судов, морских и речных кораблей, а также космических объектов. Документ регламентирует, что основанием для внутреннего финансового мониторинга будет проведение операции с недвижимостью на сумму свыше 400 тыс. грн., которая даже не дотягивает до средней стоимости однокомнатной квартиры в столице (все остальные операции подпадают под категорию «подозрительных», начиная с 150 тыс. грн. — Прим. ред.).
Реестр «бдительных»
По словам чиновников, изменения обяжут риелторов регистрироваться в Госфинмониторинге в течение трех рабочих дней после заключения соглашения о намерениях клиента купить или продать недвижимость. А информацию об участниках соглашения посредники должны будут хранить в течение 5 лет.
По замыслу авторов документа, такие мероприятия вынудят добросовестных риелторов становиться на учет, чтобы не считаться нарушителями. То же должен сделать и нотариус, даже если получит информацию «при обстоятельствах, которые являются предметом тайны осуществляемых нотариальных действий».
В то же время заместитель председателя Госфинмониторинга Алексей Фещенко утверждает, что закон не предусматривает «автоматической отчетности» субъектов мониторинга. «Это не означает, что информация о договоре купли-продажи недвижимости автоматически должна быть направлена в Госфинмониторинг. Эти данные автоматически никуда не посылаются», — отметил он.
Впрочем, в ведомстве заметили, что информация будет предоставляться уполномоченному органу «в случае возникновения подозрений в отмывании средств и финансировании терроризма».
Как идентифицировать эти подозрения, чиновники пока не готовы сказать. Однако уже известно, при каких обстоятельствах соглашением могут заинтересоваться представители власти. Обязательному финмониторингу будет подлежать операция при условии наличия хотя бы одного из признаков, определенных в законе. Такими, например, могут быть наличные расчеты или наличие у покупателя офшорной регистрации.
В целом представители системы мониторинга финансов не сидят сложа руки. По словам заместителя руководителя департамента методиче¬ского обеспечения комитета Ярослава Корженивского, его ведомство уже разработало критерии, по которым субъекты первичного финансового мониторинга смогут оценивать своих клиентов. Вместе с тем он не смог их назвать, сосла¬вшись на необходимость до¬ждаться внесения изменений и предложений со стороны Правительства.
Прячься кто может?
В целом юристы считают, что закон прописан нечетко, и это может привести к спорам между государственными институтами и участниками рынка. Ведь, с одной стороны, недостатки не позволят документу вступить в силу, а с другой — создают почву для злоупотребления его положениями со стороны силовых структур.
К тому же акт предусматривает серьезные санкции: штрафы до 3000 не облагаемых налогом минимумов (51 тыс. грн. — Прим. ред.), лишение права заниматься определенным видом деятельности, ликвидацию юридического ли¬ца и даже ограничение свободы на срок до 2 лет в случае преднамеренного непредоставления информации или ее несвоевременного предоставления.
Впрочем, риелторы не переживают, считая, что рынок останется таким, как есть, поскольку на его динамику и на цены влияют совсем другие факторы. Однако так считают не все. Некоторые аналитики, ссылаясь на то, как много людей не разбираются в законах, допускают, что от закона будут прятаться и покупатели, и продавцы.
Другие представители сектора тоже не в восторге. Без паники, говорят они, вряд ли обойдется, поэтому следует ожидать приостановления соглашений и уменьшения их количества. Кроме того, агентства недвижимости не готовы выполнять прописанные в законе требования: в предварительном договоре, который заключался между покупателем и владельцем, они не фигурируют, а также не являются участниками соглашения.
Отдельные аналитики считают, что реально информировать госструктуры о сомнительных операциях может только нотариус. Впрочем, учитывая, что большинство соглашений проходят по заниженным ценам, вряд ли он будет знать реальную стоимость.
У экспертов также возникают сомнения по поводу необходимости введения этих норм в послекризисный период. По их мнению, такие меры могли быть уместны в 2007—2008 годах, когда рынок находился на пике и заключалось много спекулятивных соглашений. В настоящее же время покупателей беспокоит другой вопрос: как подтвердить свои доходы, если официальная зарплата никогда не превышала, например, 1500 грн.? Ведь никто не хочет, чтобы им заинтересовались правоохранительные органы только из-за факта покупки квартиры.
Дмитрий ДЕНКОВ,
«Экономическая правда»
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!