Новые принципы формирования ВР могут оставить ПР один на один с оппозицией
В конце прошлой недели на сайте Министерства юстиции наконец появился проект закона «О выборах народных депутатов Украины». Учитывая, кто автор этого документа, не удивительно, что оппозиция в один голос заявила, что от новых правил выборов выиграет только Партия регионов. Удивительно другое: среди первых критиков проекта оказался и спикер Владимир Литвин, опасающийся, что в конце 2012 года он окажется по другую сторону стен Верховной Рады.
На пути к мандату
Как было понятно с самого начала работы над новыми принципами формирования депутатского корпуса, основными камнями преткновения станут проходной барьер, участие блоков, возможность «страховочного» баллотиро¬вания и по мажоритарному округу, и по спискам. Однако в этих вопросах недовольным сложно рассчитывать на успех: исключительно партийная система критиковалась с момента ее появления, а «двойное кандидатство» еще в 1998 году хоть и с опозданием, но было признано Конституционным Судом нарушающим принцип равенства. Поэтому правовых аргументов у противников основных принципов нового закона не так уж и много.
В то же время главный аргумент сторонников смешанной системы — необходимость более тесной связи избирателей и нардепов, чтобы последние не отрывались от народа, — поддерживают и европейские эксперты, в частности Венецианская комиссия. «Право участия в выборах самовыдвиженцев, является не¬отъемлемой частью международного избирательного законодательства, в частности Кодекса надлежащей практики в избирательных делах, одобренного Венецианской комиссией в октябре 2002 го¬да», — напоминает представитель Президента в КС Елена Лукаш.
Казалось бы, это дает шанс партиям, заявляющим о своей оппозиционности, получить представительство в парламенте следующего созыва. Но, по мнению экспертов, такой возможностью смогут воспользоваться единицы, поскольку в избирательных комиссиях будут только те партии, которые сегодня представлены в ВР. Так как на политиче¬ском олимпе «засвеченных» политиков-оппозиционеров, способных самостоятельно провести избирательную кампанию, значительно меньше, чем мажоритарных округов, в партии власти на такую «погрешность» могут не обращать внимания.
Другое дело — партийные списки. Опять-таки очевидно, что претендовать на участие в дележе парламент¬ских мандатов смогут от силы 5—7 партий, не считая безоговорочного фаворита будущей гонки. Но по сравнению с предыдущей избирательной компанией весомость победы любой из партий уменьшится, следовательно, минимум вдвое «подорожают» и места в проходной части списка. И спонсорам придется семь раз подумать, не дешевле ли попытаться «взять» один округ, чем прокладывать путь к мандату безденежным, но харизматичным политикам.
Избирательный компромисс
Увеличит цену «взноса» за место в списке и повышенный проходной барьер. Правда, некоторые эксперты допускают, что 5%-я планка будет в конечном итоге опущена на один пункт — в качестве «уступки» и друзьям по коалиции, и извечным противникам-оппозиционерам. Но и 4%-й барьер, если судить по результатам послед¬них выборов, может не пропустить в ВР VII созыва как Народную партию, так и коммунистов, учитывая тенденцию к уменьшению числа их сторонников. Правда, послед¬ние уверены, что им не страшны никакие барьеры, но все же ратуют за сохранение действующей пропорциональной модели. Видимо, для подстраховки.
Такая перспектива взволновала прежде всего спикера В.Литвина, и он попытался призвать соратников по коалиции подумать и о братьях «меньших». Видимо учитывая опыт выборов 2006 года, в интервью журналистам «Интерфакс-Украина» он бросил пробный шар, предложив оста¬вить возможность одновременного баллотирования и в округе, и по спискам. Хотя о неконституционности такой возможности прямо говорится в решении КС от 26.02.98 №1-рп/98.
Также В.Литвин призвал подумать о том, чтобы вообще отказаться от проходного барьера для партий, прогнозируя, что спорные нормы существенно усложнят прохождение закона в парламенте. И в качестве компромисса предложил установить барьер на уровне 1%, чтобы в новом парламенте «были представлены политические силы, работающие на объеди¬нение». Но опускать планку так низко, по-видимому, не входит в планы «регионалов». А тем более — работать на других, чтобы потом вести долгий переговорный процесс и делиться портфелями. Возможно, на будущие парламентские выборы перед ПР будет поставлена задача обеспечить себе парламентское большинство без компромиссов.
В отношении перспектив принятия новых правил можно согласиться со спикером, что закон не будет принят до конца текущей сессии. Хотя бы потому, что чем меньше времени останется у партий для адаптации к нему и обжаловании норм в КС, тем более вероятны ошибки и просчеты в стратегии ведения избирательной кампании.
С другой стороны, в среде самих «регионалов» тоже нет уверенности в своем парламентском будущем. Очевидно, что на всех мест в проходной части списка (а это в лучшем случае первые 80—100 позиций) не хватит. Борьба в округах для некоторых нынешних нардепов из партии власти — хорошо забытый «страшный сон». И переживать его снова им не очень хочется.
Правда, партийное руководство уверено, что найдет в сессионном зале 226 сторонников нового закона. Если не среди партнеров по коалиции, то среди политиков, не входящих сейчас ни в одну из партий: им-то как раз выгодна «мажоритарка», позволяющая получить мандат в «родном» округе.
Тем не менее политологи не исключают, что в по¬следний момент принятие особенно спорных норм все же отложат до следующего раза. Ведь экономическая ситуация в стране к 2012 году может улучшиться не настолько существенно, чтобы избиратели массово поддержали действующую власть. А значит, в парламенте может сформироваться значительная оппозиционная группа, к которой, по мере приближения президентских выборов 2015 года, начнут дрейфовать «мажоритарщики» из большинства.
Впрочем, выборы — это всегда риск. И победителем из них выходит тот, кто умеет подстраховаться на все случаи постизбирательных раскладов.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!