В бюджете этого года на развитие авиации не предусмотрено ни копейки
Авиастроение является стратегически важной отраслью отечественной экономики, способствующей укреплению ее конкурентоспособности и формированию инновационной модели развития. В этой сфере наше государство все еще способно решать задачи на мировом уровне. В то же время бессистемное финансирование и отсутствие эффективной нормативно-правовой базы могут привести к уничтожению авиационной отрасли.
Результаты проведенного Счетной палатой аудита показали, что деятельность Министерства промышленной политики в сфере развития авиационной промышленности в течение последних трех лет была непоследовательной и недостаточно эффективной. Цели Государственной комплексной программы развития авиационной промышленности на период до 2010 г. не достигнуты.
В 2008—2009 гг. объемы финансирования авиапрома существенно увеличились и составили около 727,5 млн грн., или 80% от предусмотренных законами о госбюджете. Однако финансирование осуществлялось бессистемно, а в 2009-м Кабмин внедрял новые бюджетные программы без учета предложений Минпромполитики.
Отечественная самолето¬строительная отрасль уже долгое время находится в состоянии кризиса. Ее научно-технический и технологический потенциал снижается, наблюдается отставание от развитых государств. Изношенность основных фондов предприятий отрасли составляет больше 70%. Последняя страдает от дефицита квалифицированных кадров. Система стимулирования продажи на внутреннем и внешнем рынках отсутствует. Отдельные льготы и преференции, предусмотренные действующим законодательством для предприятий самолетостроительной промышленности, предоставляются непо¬следовательно и бессистемно, законодательство в этой сфере часто меняется и, как правило, не улучшает механизм предоставления льгот.
В то же время, несмотря на все возникшие сложности и допущенные ошибки, отрасль начала «расправлять крылья». В частности, в 2008—2009 гг. два авиационных завода выпустили 9 самолетов, из них Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (далее — ХГАПП) достроило и передало иностранным заказчикам 3 самолета согласно ранее заключенным контрактам (в 2006—2007 гг. предприятие не изготовило ни одного самолета).
Однако с 2010-го состояние финансирования отрасли существенно ухудшилось. В прошлом году, несмотря на то, что это было крайне необходимо, средства на авиационную промышленность вообще не выделялись. В этот период на двух серийных заводах было выпущено лишь по одному самолету. По состоянию на 2011 г. средства на развитие авиационной промышленности в госбюджете вообще не предусмотрены.
Как следствие, ситуация в отрасли ухудшается. В частности, финансовое положение ХГАПП почти такое же, как в кризисном 2007-м, на предприятии возникла задолженность по заработной плате. Показатели деятельности бывшего ГП «КиАЗ «Авиант», а на сегодня филиалы ГП «Антонов «Серийный завод «Антонов» также ухудшаются. В 2010 г. убытки от его хозяйственной деятельности составляли 252,5 млн грн.
В то же время министерством и отдельными предприятиями авиастроительной отрасли с нарушением требований действующего законодательства и неэффективно использовано почти 2/3 средств.
Аудиторы Счетной палаты отметили, что нормативно-правовая база, которая должна была бы обеспечивать устойчивое развитие авиапрома, является несовершенной и недостаточной. В 2011 г. срок действия государственной программы закончился. Однако разработанный Минпромполитики в начале 2010-го проект Государственной целевой комплексной научно-технической программы развития авиационной промышленности на период до 2020 г. Кабмином до сих пор не утвержден, что негативно влияет на положение дел в авиационной промышленности.
Подводя итоги, председатель Счетной палаты Валентина Симоненко отметил: «Без надлежащей финансовой поддержки государства наш украинский авиапром не сможет снова стать на крыло. Нашей самолетостроительной отрасли нужно открыть мощный внутренний рынок сбыта, который пока удовлетворяется арендой старых иностранных судов. Необходима обновленная программа развития отрасли с новыми механизмами постоянного функционирования авиапрома».
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!