В Испании никакая другая ветвь власти не причастна к формированию судейского корпуса
В рамках совместной программы Совета Европы и Европейского Союза «Прозрачность и эффективность судебной системы Украины» украинская делегация, которая насчитывала 13 лиц, осуществила учебную поездку в Королевство Испания, где пребывала с 1 по 7 мая.
Примечательно, что этот визит состоялся именно в период, когда в нашем государстве проводится реформирование с целью совершенствования судебной системы в соответствии с требованиями европейских стандартов. К тому же с 11 мая этого года Украина председательствует в Комитете министров Совета Европы. Об итогах поездки и особенностях функционирования судебной власти королевства «ЗиБ» рассказала судья Конституционного Суда, заслуженный юрист Украины Мария МАРКУШ.
Европейские приоритеты
В своем заключении от 15—16 ок¬тября 2010 года Венециан¬ская комиссия настаивает на необходимости ускорить проведение судебной реформы в Украине с учетом европейских стандартов обеспечения права на справедливый суд, защиты прав и свобод человека. Среди приоритетных направлений судебной реформы определены следующие:
- обеспечение максимальной открытости и доступности судебной системы;
- приведение полномочий Высшего совета юстиции в соответствие с Конституцией Украины;
- введение прозрачного конкурсного отбора судей на должности в судах всех уровней;
- отстранение от специальной подготовки судей учебных заведений Министерства образования и науки, молодежи и спорта;
- надлежащее кадровое обеспечение судейского корпуса с учетом психологических и морально-этических качеств кандидатов;
- реформирование органов судейского самоуправления во избежание во время их формирования административного влияния со стороны государственных институтов;
- создание дисциплинарной палаты в составе ВККС и обеспечение состязательности при принятии решений о дисциплинарных проступках, четкое определение оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственно¬сти и освобождения его от должности;
- совершенствование внутреннего судебного управления (урегулирование отношений подчинения);
- усиление институционных и функциональных возможностей Верховного Суда относительно обеспечения одинакового применения судами законодательства (наделение ВС правом пересматривать судебные решения, вступившие в законную силу, в случае выявления нарушения закона и выносить по таким делам новые решения);
- четкое определение субъ¬екта, который должен быть инициатором представления о на¬значении судей на административные должности;
- уменьшение нагрузки на суды путем уточнения юрисдикции, в частности административных судов по делам по искам органов власти к лицу и т.п.;
- увеличение сроков на апелляционное и кассационное обжалование, в частности исчисление срока с момента вручения полного текста решения, внедрение рассмотрения дел в гражданском судопроизводстве в разумный срок без указания предельного срока, кроме трудовых, касающихся алиментов, спора относительно защиты прав потребителей и некоторых других категорий споров, вытекающих из правоотношений с участием незащищенной (слабой) стороны материально-правовых отношений;
- усовершенствование механизма социальной защищенности судей как одной из гарантий их независимости и предпосылок пред¬отвращения коррупции в сфере судопроизводства;
- обеспечение надлежащего уровня материального обеспечения работников суда, который будет отвечать уровню их трудовой нагрузки.
Именно с учетом данных направлений реформы судебной системы в Украине и был спланирован этот визит. Членам делегации предоставили возможность ознакомиться с судебной системой Королевства Испания и опытом работы ее институций.
Вся власть — Генеральному совету
2 мая украинская делегация в сопровождении старшего судьи Франциско Пюга посетила Школу судей в Барселоне. Старшие судьи Изабель Томас Гарсиа, Антонио Маршал Матрос и Роза Асебедо Санчес рассказали, что судебная власть в Испании является полностью самостоятельной и не¬зависимой. Никакая другая власть не причастна к формированию судейского корпуса.
Правосудие от имени короля осуществляется судьями и членами судов (ч.1 ст.117 конституции). Судебная власть страны едина. В пределах территории действуют территориальные единицы судебной власти. Принцип единства судебной власти является основой организации и деятельности судов (ч.5 ст.117 конституции). В Испании также действуют специализированные суды.
Не все автономии этой страны имеют свое гражданское право. Для них действует общее гражданское право. В то же время судебный процесс унифицирован во всем королевстве.
Органом управления является Генеральный совет судебной власти (ст.122 конституции). Статус этого органа, положение о несо¬вмещении должностей для его членов, а также их функции, в частности в сфере назначения (отбора кадров судейского корпуса), продвижения по службе, надзора и дисциплинарной ответственности, кроме конституции, определяет органический закон. Данный акт устанавливает порядок образования судов, их деятельности и руководства, юридический статус судей и членов судов, составля¬ющих единый корпус, а также лиц, работающих в системе осуществления правосудия.
В состав совета входит председатель Верховного суда, который его и возглавляет. Совет насчитывает 20 членов, которых назначает король сроком на 5 лет. 12 членов совета — исключительно членов судов всех категорий — выдвигают судьи, а 8 — Конгресс и Сенат (по 4). Все кандидаты должны иметь заслуги или большой опыт работы в области права (компетентные адвокаты и юри¬сты) и стаж работы в области права свыше 15 лет. В обоих случаях за них должно проголосовать не меньше 3/5 членов вышеупомянутых органов.
Всех членов совета назначают одновременно, и одновременно у них заканчиваются полномочия. В случае выбытия кого-либо из членов совета на вакантное место новое лицо на этот период не назначают. Кадровые вопросы относительно назначения судей и т.п. решает исключительно совет, вмешательство правительства или парламента не допускается.
К должности — в три этапа
Согласно ст.122 конституции Генеральный совет юстиции выполняет, в частности, функции назначения и продвижения по службе судей магистратов, инспектирования учреждений I—II инстанций, дисциплинарного режима относительно судей. Каждый из кандидатов должен пройти обучение в Школе судей, быть лицензиатом права или доктором права, профессором, знать испанский и язык административной единицы, в которую судью назначат, быть гражданином Испании. Совет также рекомендует кандидатов для назначения судьями КС Испании.
Срок обучения составляет примерно 12 лет, из них 5 — обязательное получение знаний в Школе судей и 2 года стажировки в судах. Совет публикует в своем официальном издании темы, которые будут выноситься на экзамен для получения должности судьи.
По окончании Школы судей кандидат сдает экзамены в три этапа:
- письменные тесты, отображающие знания юридического характера и способность мыслить (так называемый тест-отсев);
- устный экзамен, который определит уровень знаний в области материального права;
- устный экзамен для определения уровня знаний в области процессуального права.
Кандидат должен доказать, что знает процессуальное право, и провести судебный процесс на практике, для чего с ним отдельно занимается судья-практик.
При отборе кандидата учитываются его высокие моральные качества. Считается, что «каждый судья является слугой народа Испании. Он является единственным человеком, который может защитить гражданина от злоупотреблений органов власти, в частности правительства, парламента».
В целом в школе учатся около 400 человек.
Потребность в судьях определяет также Генеральный совет судебной власти, который контролирует каждую должность в судах и имеющиеся вакансии. Научные работники, если они претендуют на должность судьи, не имеют преференций, хотя их лишь 20% в составе судейского корпуса. Они также учатся в Школе судей, получают практические навыки деятельности судьи, сдают устные и письменные экзамены (тесты), однако могут учиться меньший срок за счет уже достигнут уровня знаний.
Совет сам определяет процедуру назначения судьи, пишет закон (по моему мнению, это акт о назначении судьи. — Прим. авт.), публикует его, и такой закон не нуждается в утверждении парламентом, который не принимает участия в процедуре назначения судей.
В целом в Испании, в которой насчитывается свыше 42 млн граждан, то есть почти столько же, сколько и в Украине, работает около 4700 судей (у нас — почти 8000).
Город справедливости
В этот же день делегацию приняла председатель парламента Каталонии сеньора Нурия де Жисперт-и-Катала. По ее словам, она имела непосредственное отношение к реформированию судебной системы страны, в частности к созданию Школы судей и выбору места ее расположения.
Председатель парламента рассказала, что, по конституции, Испания является федеральным государством. Основной закон страны определяет полномочия, которые принадлежат исключительно центральным органам государственной власти. Часть полномочий делегирована автономиям, которые действуют самостоятельно, в частности, принимают законы, которые имеют такую же силу, как и законы, принятые национальным парламентом. Единый контроль за соблюдением основного закона осуществляет Конституционный суд Испании. Он вправе признать нормативные акты автономий неконституционными.
Каталония в своей деятельно¬сти, как и другие автономные образования, руководствуется конституцией Испании и уставом, который определяет полномочия автономного образования и должен отвечать конституции Испании.
На следующий день делегация посетила Город справедливости в Барселоне. Старший судья Криминального суда Кристина Феррандо ознакомила членов украинской делегации с условиями работы судей, адвокатов, прокуроров во время подготовки дела к слушанию и провела экскурсию по дворцу правосудия — посетили кабинет следственного судьи, зал судебного заседания, библиотеку, комнаты отдыха судей, которые дежурят по соответствующему графику в нерабочее время или выходной день, комнаты временного содержания лиц, а также объяснила особенности фиксирования техническими средствами судебного процесса, дачи свидетелями показаний и т.п.
На принципах законности, защиты и компетентности
В рамках визита в Верховный суд королевства, состоявшегося 4 мая, делегацию тепло принял председатель ВС Испании и Генерального совета юстиции Карлос Дивар Бланко. Он рассказал, что юрисдикция этого учреждения распространяется на всю территорию государства (за исключением дел, относящихся к конституционной юрисдикции). ВС является наивысшим судебным органом.
В тот же день делегация посетила Генеральный совет судебной власти, узнала о его структуре, порядке формирования, полномочиях, а также об органах, работающих в составе совета (комиссии), и их полномочиях. Кстати, за избрание состава комиссии должны проголосовать 3/5 членов пленума совета.
Члены совета рассказали о принципах действия дисциплинарного устава судов, полномочиях дисциплинарной комиссии и особенно¬стях привлечения судей к ответственности, отстранения от должности и освобождения от нее, составах дисциплинарных нарушений.
Дисциплинарная комиссия Испании работает на принципах законности, защиты и компетентности того, кто вносит представление о привлечении судьи к ответственности. За незначительные проступки судью к ответственности привлекают органы судейского самоуправления, созданные в каждой административной единице страны. Состав такой дисциплинарной палаты формируется наполовину из председателей судов, а наполовину — из судей, которых избирают их коллеги.
Закон определяет исчерпывающий перечень проступков, за которые судья может быть привлечен к ответственности. Послед¬ний имеет право защитить свои интересы в административной палате ВС Испании. При этом как в заседании комиссии, так и в суде может принимать участие адвокат судьи.
Квалификация недобросовестности
Закон разделяет нарушения в работе судьи на тяжкие, менее значительные и незначительные. За тяжкие проступки служитель Фемиды может быть отстранен или освобожден от должности. Однако для этого необходимы решения пленума и дисциплинарной комиссии.
Под дисциплинарные проступки подпадают исключительно нарушения в публичной деятельности судей. Частная жизнь не подпадает под режим дисциплинарных взысканий. До 1970 года действовала норма закона, которая предусматривала наказание за негативные поступки в частной жизни судьи, но после того, как государство признало концепцию о защите частной жизни, эту норму отменили.
К тяжким проступкам отнесены:
- сознательное невыполнение обязанности придерживаться конституции Испании;
- участие в политических партиях или профсоюзах (это может стать причиной сомнений в политической независимости);
- вмешательство путем отдачи приказов или давления кого-либо, в частности судьи-админист¬ратора, на другого судью;
- совершение действий, несовместимых со статусом судьи, — дача советов, консультаций какому-либо лицу, ведение коммерче¬ской или другой бизнес-деятельности;
- невыполнение обязанности отстранения от дела (отвода, самоотвода) в случае наличия личных интересов в деле;
- нарушение присяги;
- вынесение немотивированных решений;
- несоблюдение правил конфиденциальности, тайны процесса;
- отсутствие более 7 дней на работе без уважительных причин.
Недостаточную мотивацию в решении оценивает высший суд и направляет материалы такого дела в дисциплинарную комиссию.
К менее значительным нарушениям закон отнес:
- злоупотребление полномочиями;
- явно продемонстрированное неуважение к гражданам, адвокату, коллегам-судьям, прокурору и другим представителям органов государства;
- использование лишних, оскорбительных, экстравагантных вы¬ражений в решениях (приговорах) суда;
- необоснованное отложение вынесения решения по делу;
- создание препятствований в работе совета и предоставление ему, комиссии или инспекции не¬правдивых сведений о делах, находящихся в производстве;
- неоправданное нарушение сроков рассмотрения дела или вынесения решений;
- отсутствие на работе от 4 до 7 дней без уважительных причин.
Как незначительные нарушения квалифицируются:
- невыход на работу до 4 дней;
- проявления неуважения к руководителям разных органов в случае, если с учетом обстоятельств они не содержат оскорблений, унижений;
- проявления неуважения к равным или подчиненным в судебной иерархии, если такие проявления не содержат пренебрежения, оскорбления или унижения;
- проявления неуважения к судьям, прокурорам, адвокату или работнику аппарата суда, если они не содержат оскорблений, унижений и т.п. (иначе это — тяжкий проступок).
Наказание... переводом
За незначительные нарушения судью могут предупредить, вынести выговор в частном порядке (раньше это делалось публично) или наложить штраф до i300. За более серьезные проступки наказание может достигать i6000.
За тяжкие проступки судью могут принудительно перевести в другой суд на расстояние не меньше, чем 100 км от суда, где он работал, временно отстранить от обязанностей судьи или вообще освободить от должности.
Свои особенности имеет отстранение от обязанностей судьи как вид наказания. Судья на этот период теряет статус, получает проценты от базовой ставки. Если решение об отстранении действует более 6 месяцев, то за судьей не сохраняется должность, и после проверки он должен повторно пройти конкурс на назначение. В случае особой сложности дела судья может быть отстранение от должности максимум на 3 года.
В случае возбуждения дисциплинарного производства для расследования назначается равныйпо статусу следственный судья, однако из другой провинции или более высокий по иерархии. На этот период комиссия в превентивном, а не карательном порядке может отстранить судью от должности. Обязательным в этой процедуре является участие прокурора, который также приглашается из другой местности.
Следственный судья передает собранные им материалы в дисциплинарную комиссию. За тяжкие проступки взыскание налагает Пленум Генерального совета судебной власти по представлению дисциплинарной комиссии. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в Пленум, а если оно наложено самим Пленумом — в административную палату ВС Испании.
Заявления о нарушении со стороны судей поступают в Совет от органов местного самоуправления судей, прокуратуры, защитника народа (омбудсмена), административных органов власти, адвокатских образований или адвокатов, граждан. Кроме того, во всех судах Испании есть ящики для жалоб, в которые за год в целом поступает до 3000 заявлений от граждан.
Продвижение — по способностям и заслугам
Во время встречи с членами совета Карло Хосе Фернандес Карнисеро, Кармен Сампедо, работающие в квалификационной комиссии, которая насчитывает 5 человек, и судьями магистрата Фридой Сан-Хосе, Мануэлем Ольмедо Паласиосом, Карлосом Урибе Убого украинская делегация ознакомилась с процедурой подготовки кандидатов, принципами отбора, порядком сдачи экзаменов, процедурой назначения на должности судей и на административную (руководящую) должность, продвижения служителей Фемиды по службе и непрерывного образования судей и судей магистрата.
Функция совета относительно назначения судей на админдолжности является дискреционной. Председателей учреждений треть¬ей ветви власти назначают с учетом стажа работы, квалификации, специализации. В специальном бюллетне совета объявляется о наличии вакансий.
Лица в частном порядке подают свои кандидатуры на протяжении 20 дней после публикации. К заявлению добавляются автобио¬графия, резюме с указанием за¬слуг и тому подобное, а также планы относительно своей будущей деятельности, в частности по улучшению работы суда. Действует конкурсная комиссия и конкурс¬ный трибунал высших судейских органов.
Сегодня в Испании не все долж¬ности судей заполнены. Поэтому для осуществления правосудия применяется институт членов судов (заместитель судьи, исполняющий обязанности судьи). Таких кандидатов на должности в высших судах отбирает комиссия, а назначает совет. Исполняющих обязанности судей низших судов (это около 5000 претендентов) — комиссия. Такие лица получают право осуществлять правосудие не больше года, но этот срок может быть продлен еще на год, если их работа не вызывала замечаний.
Дискреционные полномочия совета относительно назначения судей предупреждают произвол. Такие решения должны отвечать конституционным принципам равенства, доступа к должностям на государственную службу, соблюдения гендерного равенства в доступе к государственной службе (регулируется органическим законом). За этим следит комиссия совета по вопросам равенства.
Гендерный принцип действует в совокупности с принципами способностей и заслуг, которые обеспечивают легитимизацию судебной власти. Во время продвижения по службе органы судебного самоуправления подают в инспекционную комиссию отчеты о том, как судья исполнял свои обязанности, прилагается характеристика из адвокатского органа (ассоциации), с кандидатом проводится собеседование.
Для назначения на админдолжность претенденту необходимо получить 3/5 голосов членов совета. Это значительно усложняет процесс, а потому ведется работа по упрощению процедуры. В част¬ности, предлагается ввести норму, согласно с которой претенденту нужно будет заручиться поддержкой 1/2 членов совета. Его решение по этому поводу может быть обжаловано в административную палату ВС Испании.
Проверки по плану и жалобе
Члены совета также рассказали о процедуре проверок судей и судов, осуществляемых членами Инспекционной комиссии, состо¬ящей из 4 лиц. Этот орган может провести документальную проверку или выехать на место для сбора объяснений. Кроме того, пленум совета наделен полномочиями принять решение о внеплановой проверке на основании сообщения средств массовой информации или жалобы. Бывали случаи, когда основанием для инспекции служили решения Европейского суда по правам человека, в которых выражались мнения по поводу решений судов Испании или действий судей.
Привлечение к дисциплинарной ответственности ограничено во времени. Срок давности относительно тяжких проступков — 2 года с момента совершения, нетяжких — 1 год и незначительных — 6 месяцев. Предельный срок производства по рассмотрению дисциплинарного нарушения — 6 месяцев.
Для работы в инспекционной комиссии может привлекаться судья из другой провинции и нанимаются консультанты. Эта комиссия тесно сотрудничает с дисциплинарной комиссией.
В составе совета также действует консультативная комиссия из 5 человек, которая занимается дачей заключений по поводу заработной платы судей и ее соответствия конституции и законам Испании, а также изучает законопроекты, которые еще не передавались в Сенат. Делаются выводы относительно соответствия и совмещения, а именно:
- как принятие документа может отразиться на правах человека, на судебной практике;
- отвечает ли он конституции, как может повлиять на внутреннюю законодательную базу страны.
Однако это лишь консультативная функция, потому что исключительно КС Испании может подверг¬нуть закон конституционному конт¬ролю. Но эта функция совета имеет вес, потому что к его заключениям прислушиваются парламентарии, которые не всегда допускают проект, получивший негативное за¬ключение, в Сенат, а также ученые и практики.
В рамках совета работает комиссия по соблюдению равенства сторон в судебной деятельности и комиссия по международным отношениям.
В совете имеется центр судебной информации, который публикует все документы судебной практики Испании и законодательной базы.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!