Защита прав заемщиков сдерживает экономическое развитие
Действующее законодательство о банкротстве направлено на защиту прав неплатежеспособных заемщиков и ограничивает возможности кредиторов. По мнению экспертов, такое положение дел не способствует экономическому развитию, поскольку позволяет заемщику использовать одолженные деньги неэффективно.
Мировой опыт
На сегодня в рейтинге условий ведения бизнеса, который составляют Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, Украина занимает 145-е место из 183. Показатели нашего государства самые худшие в Европе, а среди стран СНГ мы опережаем лишь Узбекистан. Для сравнения: согласно рейтингу Россия занимает 123-е место, Польша — 70-е, а Грузия — 12-е. Важными показателями, влияющими на общий рейтинг, являются длительность, стоимость и эффективность процедур банкротства.
Для того чтобы обсудить проблемные аспекты действующего законодательства о банкротстве и пути их решения, Центр коммерческого пра¬ва организовал семинар для судей апелляционных и местных хозяйственных судов.
В мировой практике сущест¬вуют принципиально разные модели национального законодательства о банкротстве. На них влияют социальная среда, традиции правовой культуры и цели, которых власть пытается достичь с помощью данного законодательства. В целом оно должно быть направлено либо на защиту интересов неплатежеспособного должника, либо кредиторов или же необходимо искать золотую середину.
Как отметил судья Конституционного суда в отставке Вячеслав Джунь, для того чтобы выяснить, насколько эффективно законодательство о банкротстве, необходимо экономически оценить последствия его применения.
По словам В.Джуня, основой действующего законодательства является его продебиторская направленность, по¬скольку разработчики стремились максимально помешать процессам перехода собственности неплатежеспособных производителей через процедуру банкротства. При этом следует осознавать, что качество законодательства о банкротстве влияет на уровень конкурентоспособности национальных производителей и, соответственно, на ма¬к¬роэкономические показатели государства.
«Государственная политика направлена на искусственную поддержку на плаву неплатежеспособных компаний и вопреки рыночным стимулам и конкурентному отбору субъектов хозяйствования не¬минуемо приводит к снижению производительности труда, экономической стагнации, дефициту государственного бюджета и инфляционным тенденциям. То есть к тому, что уже достаточно дав¬но наблюдается в Украине», — отметил В.Джунь.
По его словам, негативные экономические последствия использования продеботор¬ской модели законодательства имеют место, в частности, в США и Франции, где традиционно оно защищает именно должника. Но за последние годы законодатели этих стран приняли ряд изменений в интересах кредиторов.
Ограниченные законом
По общему правилу, опре¬деленному ст.1 закона «О возобновлении платежеспособности производителя», субъектом банкротства может быть лишь субъект предпринимательской деятельности. Но ис¬ключением из этого правила являются некоторые категории предприятий. Так, в соответствии со ст.5 закона его положения не применяются «к юридическим лицам — предприятиям, которые являются объектами права коммунальной собственности, если в отношении них исключительно на пленарном заседании соответствующего совета органов местного самоуправления приняты решения относительно этого», и «к юридическим лицам — предприятиям, которые являются объектами права государственной собственности, не подлежащими приватизации, в части санации или ликвидации после исключения их в установленном порядке из перечня таких объектов».
Кроме того, возможности применения некоторых процедур к целому ряду предпри¬ятий исключены законом «О введении моратория на принудительную реализацию имущества».
Данными законами фактически заблокированы эконо¬мические стимуляторы для эффективного использования ре¬сурсов, убежден В.Джунь. По его словам, изменить модель законодательства о банкротстве можно, лишь принимая во внимание менталитет граждан. «В настоящее время среди населения господствует антикредиторская идеология. В середине 2000-х годов было немало газетных публикаций, в которых говорилось, что про¬цедуры банкротства используются для разворовывания государственной собственности. Но фактически за всеми этими высказываниями стояли те бизнес-круги, которые не выдержат условий конкуренции», — отметил В.Джунь.
Таким образом, если власть все же осмелится изменить законодательство о банкротстве и оживить экономиче¬ские отношения, ей придется столк¬нуться с непониманием подобных изменений обществом.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!