Штурмана корабля «Фемида» — ВККС — проверят свободным плаванием
Часто к реформенным идеям общество относится с опаской, иногда — враждебно. Намерения «переформатировать» украинскую Фемиду — не исключение. Разработчики нового закона «О судоустройстве и статусе судей» в один голос утверждают: предложенные изменения — к лучшему. Однако по коридорам некоторых судов бродит призрак неопределенности: что будет дальше с судебной системой и лучше ли ей живется в «эпоху возрождения Фемиды»?
«Вне пределов доступа»
Не секрет, что качество правосудия зависит не только от действующего законодательства, но и от тех, кто его вершит. А сегодня квалификация судейского корпуса вызывает немало нареканий. Поэтому законодатель взялся решать кадровую проблему.
Известно, что в настоящее время формированием и пополнением рядов служителей Фемиды, повышением профессионального уровня судей, решением дисциплинарных вопросов занимаются 14 квалификационных комиссий. В новом законе предлагается оставить только одну — Высшую квалификационную комиссию судей.
Интересен один из нюансов, касающихся полномочий этого органа. Следует отметить, что в «Переходных положениях» недавно принятого документа определена дата начала работы Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Также преду¬смотрено: до начала деятельности этой обители Фемиды ее полномочия осуществляют соответствующие судебные палаты Верховного Суда.
До вступления в силу нового закона председатели судов и их заместители, члены Высшего совета юстиции осуществляют свои полномочия до окончания срока, на который они назначены. Глава Государственной судебной администрации, его заместители продолжают работать до момента назначения нового руководства.
Для ВККС подобные условия не предусмотрены. Отмечается только, что положения ряда статей относительно осуществления комиссией своих полномочий вводятся в действие после начала работы новой ВККС. То есть после подписания Президентом закона «О судоустройстве и статусе судей» правовой акт «О судоустройстве Украины» от 7.02.2002 утрачивает силу и вместе с тем ВККС прекращает свою деятельность. На создание новой комиссии нужно время, поэтому на какой-то период квалификация судей окажется «вне пределов доступа».
Напомним: последнее заседание ВККС состоялось еще в мае. В июне и в начале июля членам комиссии не удалось собраться из-за отсутствия кворума. По предварительным данным, следующая «квалификационная встреча» запланирована на середину сентября, а в настоящее время осуществляются определенные организационные мероприятия.
Вопрос в том, удастся ли провести это заседание, ведь уже отмечалось: как только гарант поставит автограф под новым законом — нынешняя ВККС лишится полномочий.
Без Президента и ВР
После принятого в 2002 г. закона о судоустройстве «полноценно» отработали лишь два состава ВККС (2003—2006 и 2006—2009 гг.). Третьему повезло меньше — удалось дойти только до «золотой середины» пребывания у «квалификационного руля».
Какие же изменения ожидают вновь сформированную ВККС? Улучшат ли «квалификационные метаморфозы» качество кадров? Сможет ли комиссия стать штурманом «подлатанного» корабля «Фемида» и, добирая «на борт» профессиональных судей, определить путь к осуществлению справедливого судопроизводства? По этому поводу возникает немало вопросов, поэтому обратимся к принятому ВР закону, чтобы понять, как реформенный ветер изменит погоду в ВККС.
В «Переходных положениях» документа отмечается, что ВККС, сформированная до вступления в силу нового акта, а также квалифкомиссии судей общих, специализированных, военных судов передают имеющиеся у них материалы «переформатированной» ВККС.
Чтобы обеспечить в этом органе беспристрастное рассмотрение вопросов и большинство от представителей Фемиды, законотворцы пришли к единому мнению: в работе ВККС меньше должна чувствоваться «политическая рука».
Напомним, законом о судоустройстве от 7.02.2002 предусмотрено, что в состав этого органа входят 13 членов, имеющих высшее юридическое образование: 7 судей; по 2 лица, назначенных Верховной Радой и Президентом; по 1 лицу — от уполномоченного ВР по правам человека и Министерства юстиции.
Теперь парламент и глава государства не будут иметь права отправлять на «поле боя» свой «контингент». Состав комиссии планируют уменьшить до 11 членов:
- 6 служителей Фемиды, которых назначит съезд судей;
- 2 лиц, которых назначит съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений;
- по 1 лицу от Минюста, уполномоченного и главы Государственной судебной администрации.
К тому же членам ВККС необходимо иметь не только высшее юридическое образование, но и стаж работы в области права не меньше 20 лет.
Это правильный шаг, ведь станет невозможна ситуация, когда члены комиссии с небольшим стажем за плечами аттестуют и экзаменуют опытных судей. Примечательно, что члены ВККС на время осуществления полномочий будут направляться в комиссии с сохранением статуса и места работы.
А вот во время первой попытки проведения судебной реформы в 1990-х годах непредубежденность и компетентность комиссии обеспечивалась следующим положением: 75% кресел в ВККС должны были занимать представители Фемиды. По закону «О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины» от 2.02.94 в состав комиссии входили 6 законников от общих судов, 3 — от хозяйственных, 1 — от военных, по 1 лицу от ВР, Мин¬юста и представителей научных учреждений и учебных заведений.
«Квалификационное табу»
В новом законе расширен список лиц, которые не могут быть назначены в ВККС:
- народные депутаты;
- члены Кабинета Министров;
- председатели судов и их заместители;
- секретари судебных палат;
- члены Совета судей Украины;
- представители Высшего совета юстиции;
- уполномоченный ВР по правам человека;
- должностные лица, имеющие хотя бы одно дисциплинарное взыскание.
Правовой акт от 7.02.2002 ограничился наложением «табу» лишь на председателей Верховного, высших специализированных, апелляционных судов, их заместителей, членов ВСЮ. Кстати, законотворцы избавились от «шаткого» положения ч.2 ст.76 старого закона: «ВР принимает постановление о назначении двух членов ВККС из числа лиц, не являющихся народными депутатами». То есть, по логике, лишь парламент не имел права направлять в ряды Фемиды «своих бойцов», другим это не за¬прещалось.
Стоит акцентировать внимание на том, что закон от 2.02.94 распространял «право вето» на «председателей судов общей юрисдикции, их заместителей, кроме председателей местных судов и их заместителей». Также этот документ защищал Фемиду от «надзорного ока» работников прокуратуры, органов Министерства внутренних дел и Службы безопасности, которые не могли быть избранными в комиссии.
Срок полномочий членов ВККС останется неизменным — 3 года со дня назначения. Однако новым актом преду¬сматриваются определенные ограничения: одно и то же лицо не может осуществлять полномочий члена комиссии два срока подряд. Чтобы не тормозить работу сформированной комиссии и дать возможность ее членам как можно скорее приступить к исполнению обязанностей, орган будет считаться полномочным при условии назначения в его состав не менее 8 членов.
Отрихтованному кораблю — большое плавание
Примечательно, что в недавно принятом парламентом законе по-другому расставлены акценты в вопросе полномочий ВККС. В частности, она должна будет вести учет данных о количестве админдолж¬ностей в судах общей юрисдикции и немедленно уведомлять соответствующий совет судей, ВСЮ о возникновении вакантной должности председателя суда или его заместителя; осуществлять отбор кандидатов на должность судьи впервые и определять потребности в госзаказе на профессиональную подготовку претендентов в Школе судей. К тому же вскоре ВККС не придется заниматься вопросами присвоения квалифклассов: новым законом они не преду¬смотрены.
Позаботились законотворцы и о репутации «дисциплинарок». Рассмотрение обращений, в которых содержатся сведения о нарушении судьей требований относительно его статуса, должностных обязанностей или присяги судьи, распределили между ВККС (в отношении судей местных и апелляционных судов) и ВСЮ (в отношении представителей Фемиды высших специализированных судов и ВС).
Для проведения проверки данных относительно наличия оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в ВККС будет действовать автоматизированная система определения члена комиссии, которому предстоит проводить такую проверку. А право на обращение с жалобой относительно поведения судьи, следствием которой может быть привлечение к дисциплинарной ответственности, вскоре будет иметь каждый, кому известны такие факты.
Чтобы разгрузить ВККС и создать условия для надлежащей проверки наличия оснований для привлечения судей местных и апелляционных судов к дисциплинарной ответственности, создается служба дисциплинарных инспекторов, в состав которой будут входить 33 лица. За каждым представителем ВККС закрепят трех инспекторов.
Они по поручению члена комиссии предварительно будут анализировать заявления и сообщения о неправомерных действиях законников, чтобы обнаружить основания для открытия дисциплинарных дел и осуществления проверок.
***
Сегодня реформаторы сделали лишь первый шаг — спустили на воду отрихтованный корабль «Фемида». Что касается ВККС, то ей предлагается стать штурманом судна и прокладывать курс к справедливому, независимому, беспристрастному судопроизводству с помощью отбора профессиональных кадров. Главное — пристально следить за тем, чтобы «Фемида» не вышла за пределы фарватера, обходила искусственно созданные преграды и не села на мель. Потому что неизвестно, когда в этом случае судно снова сможет отправиться в свободное большое плавание.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!