В СП заверяют, что Правительство выделяло средства из Стабфонда в «ручном» режиме
Как показывает мировой опыт, Стабилизационный фонд создается и наполняется в период экономического подъема, а его средства используются с наступлением кризиса. В Украине же создание Стабфонда пришлось на время финансового кризиса, поэтому в 2009 году он был сформирован чуть больше чем наполовину от запланированного. Из этого тоже более чем половина — за счет остатка средств фонда на начало года, а не запланированных поступлений.
Но бережно тратить эти деньги чиновники не собирались. Вместо того чтобы стать главным антикризисным орудием власти, средством выведения экономики из кризиса, а именно — средства должны были направляться на повышение эффективности деятельности государственных органов в финансово-кредитной сфере и обеспечение макроэкономической стабильности в стране — Стабфонд стал источником, из которого миллионы гривен пошли на маскировку пробелов в экономике в целом и в деятельности некоторых предприятий в частности.
Как сообщили «ЗиБ» в пресс-службе Счетной палаты, аудитом этого конституционного органа было установлено, что средства Стабфонда, выделенные Минрегионстрою, направлялись на региональные инвестиционные проекты, выполнение Государственной целевой программы Евро-2012 и на решение других текущих проблем в отдельных сферах, что никоим образом не отвечало цели, с которой фонд создавался.
При этом Минрегионстрой часто закрывал глаза на то, как распорядители низшего уровня тратили бюджетные средства. В результате министерством в 2009 году допущено неэффективное управление средствами Стабфонда в размере 100,1 млн грн., использовано с нарушением действующего законодательства 30,8 млн грн.
Но истоки проблем — все же в правительственных кабинетах. Почти половина решений Кабмина о выделении Минрегионстрою средств Стабфонда были сугубо декларативными и не имели реального финансового ресурса для их обеспечения. Использована лишь каждая вторая гривна, которую планировалось предоставить министерству.
Игнорируя законодательные требования, Кабмин выделял средства фактически в «ручном» режиме — без согласования с парламентскими комитетами и анализа целесообразности их выделения. Кроме того, от процесса распределения средств Стабфонда Правительство устранило Минфин.
На протяжении года Кабмин целенаправленно распылял средства Стабфонда, внеся 10 изменений в перечень объектов, на которые они выделялись. Не имея возможности профинансировать 396 объектов, Правительство увеличило их количество до 441. В итоге предоставлялись средства лишь 82,5% объектов, из них в полном объеме — 59,2%. При этом почти готовые объекты так и не были введены в эксплуатацию и в настоящее время нуждаются в дополнительных расходах на охрану и содержание.
Нехватка средств сорвала запланированное введение в эксплуатацию в 2009 году объектов социально-экономического развития регионов. Ни один из регионов Украины не профинансирован стопроцентно. В результате из 429 объектов, которые должны были построить или реконструировать в 2009 году, введено в эксплуатацию лишь 13%, или 55 объектов. В частности, на финансирование такого социально важного объекта, как строительство системы отведения стоковых вод в Одессе, Правительство вообще не выделило денег.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!