У нардепов дошли руки до неконституционной реформы
Можно ли пересмотреть политические договоренности из-за нарушения законотворческой процедуры их реализации? Несмотря на очевидность ответа на этот вопрос, понадобились более 5,5 года и смена лица на посту №1, чтобы в парламенте признали свою ошибку. Но исправить ее попросили единственный орган конституционной юрисдикции.
Мы пойдем другим путем…
Если до сих пор возвращение к президентской республике связывалось с апеллированием к мнению народа, то после перенесения второго чтения закона о референдуме на осень вспомнили о более простом пути — в Конституционный Суд. Как сообщили «ЗиБ» в пресс-службе КС, 13 июля на ул. Жилянскую поступило представление сразу 252 нардепов относительно неконституционности закона «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8.12.2004 №2222-IV.
О процедурных изъянах проведения конституционной реформы говорили уже давно. Но сначала Суд долгое время оставался недееспособным, затем понадобились представление и определенное время на его рассмотрение, чтобы признать не отвечающим Основному Закону ограничение полномочий КС относительно права рассматривать вопрос соблюдения процедуры во время внесения изменений в акт высшей юридической силы, которые вступили в силу. Соответствующее решение, инициированное сторонниками Виктора Ющенко, Суд вынес 26 июня 2008 года.
Однако глава государства не успел воспользоваться отворенными дверьми, чтобы сделать следующий шаг, наверное, осознавая, что будет таскать жареные каштаны из конституционного огня для своих конкурентов. Поэтому и задумался над капитальной перестройкой государственного строя.
Теперь в эти двери вошли другие. Учитывая большое число желающих вернуться в прошлое, они уверены, что Суд будет вынужден констатировать их правоту.
Преждевременное одобрение
Обоснования нарушений процедуры во время голосования за проект №4180, как отмечал ранее «ЗиБ», что называется, лежат на поверхности. Достаточно сопоставить дату одобрения заключения №2-в/2004 — 12 октября 2004 года — и день, который значится в реквизитах закона №2222, — 8 декабря того же года.
Как задолго до этого Суд детально объяснил еще Президенту Леониду Кучме в решении от 9.06.98 №8-рп/98, «Верховная Рада не может рассматривать эти законопроекты при отсутствии заключения КС». Соответственно, формальное «предварительное одобрение» парламентом проекта №4180, которое упоминается в постановлении от 23.06.2004 №1844-IV, не может считаться осуществленным в контексте выполнения требований ст.155 Конституции. Ведь окончательное голосование должно было состояться на очередной сессии — не раньше февраля 2005 года.
Потому и согласились за¬крыть глаза на Основной Закон, причем обе стороны, поскольку после подведения итогов «третьего тура» команда победителя не дала бы ни одного голоса за ограничение полномочий собственного лидера. Однако политические мотивы не станут аргументом для КС.
Как не оправдают и вмешательства в текст проекта №4180 после получения заключения КС. По крайней мере один из таких фактов, как отмечал «ЗиБ», уже осложнил парламентскую жизнь спорами о легитимности действу¬ющей коалиции. Иначе теряется смысл превентивного конституционного контроля. А этого не допустит ни Основной Закон, ни Конституционный Суд.
Роман ЧИМНЫЙ
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!