КС согласился, что для карьерного роста нужен опыт работы
Конституционный Суд не нашел аргументов против обоснованности требований закона, касающихся стажа работы в третьей ветви власти для желающих работать в апелляционных, высших или Верховном судах.
КС решил, что такие правила не мешают гражданам про¬йти соответствующий путь, а значит, не ограничивают их права.
Право на ограничение
Группа из 49 нардепов обратилась в КС с ходатайством признать неконституционными несколько положений закона «О судоустройстве и статусе судей». В частности, парламентарии указывали на несоответствие Основному Закону ч.4 ст.26, согласно которой занять должность судьи в апелляционной инстанции можно, только проработав законником не менее 5 лет; ч.3 ст.31, в соответствии с которой стать судьей высшего специализированного суда могут лишь законники, избранные бессрочно; ч.2 ст.39, в которой говорится, что желающие получить место в ВС должны иметь 15-летний судейский стаж.
Парламентарии отмечали, что такие ограничения противоречат ряду положений Конституции, поскольку делают не¬возможным назначение в эти суды других граждан и специалистов в области права с разными политическими взглядами, разным мировоззрением. Кроме того, нарушается принцип, согласно которому граждане имеют равные права, В частности, речь идет о праве занимать должность в судах общей юрисдикции, праве участ¬вовать в управлении государст¬венными делами и праве доступа к государственной службе, праве на труд в полном объе¬ме. Все это также делает невозможным замещение долж¬ностей судей в данных судах путем назначения Президентом.
По мнению КС, прописывая в законе дополнительные требования к претендентам на за¬нимание ряда судейских долж¬ностей, парламент действовал на основании ч.5 ст.127 Конституции. В соответствии с ней дополнительные требования к отдельным категориям судей относительно стажа, возраста и их профессионального уровня устанавливаются законом.
В КС особо отметили, что формирование судейского корпуса на принципах политического и идеологического разнообразия противоречило бы Основному Закону, поскольку в соответствии с ч.2 ст.127 профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в какой бы то ни было политической деятельности, иметь представительский мандат.
Положения закона относительно стажа, необходимого для занимания должности в апелляционных, высших специализированных судах и ВС, основываются на конституционных принципах и обеспечивают механизм реализации права граждан на осуществление судейской деятельности с учетом ограничений, которые допускаются в демократическом обществе, убеждены в КС. Судьи выполняют конституционную функцию — осуществляют правосудие, этим предопределен их специальный правовой статус, и при его определении законодатель полномочен устанавливать специальные требования, отметили в КС.
Международные требования
В КС акцентировали внимание на положениях международного законодательства. Так, судьи отметили, что положения об обязательном стаже корреспондируют с требованиями п.13 Основных принципов независимости судебных органов, одобренных резолюциями №№40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН 1985 г. В соответствии с ними повышение судьи в должности следует осуществлять на основе объективных факторов, в частности способностей и опыта. То есть установление такого требования, как стаж работы в должности судьи, является объективным критерием для занимания должности в судах высших инстанций.
Кроме того, в соответствии с п.2 ст.1 Конвенции о дис¬криминации в области труда и занятий (1958 г.), никакое различение, недопущение или преимущество относительно конкретной работы, основанные на специфических требованиях таковой, не считается дискриминацией.
Также КС отметил, что необходимость иметь судейский стаж для занимания ряда долж¬ностей в третьей ветви власти не связана с требованиями ч.2 ст.24 Основного Закона, в которой говорится, что «не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политиче¬ских, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам».
Очевидно, что вышеупомянутые ограничения, касающие¬ся назначения на должность, не мешают гражданам стать судьями, а уже после того, как те проработают определенное количество лет, подняться вверх по служебной лестнице.
Конечно, принятое решение не удовлетворило нардепов, обращавшихся в Суд. Так, парламентарии акцентировали внимание на организации работы КС. По их словам, в последнее время в Суде поч¬ти 80% слушаний проходит в письменном режиме, а это не способствует объективному рассмотрению конституционных представлений.
На первый взгляд, может показаться, что нормы закона создают систему, при которой судья, чтобы оказаться в ВС, должен пройти сначала районный или городской суд, потом апелляционный, затем специализированный... Однако в законе речь идет лишь о величине стажа. Таким образом, проработав 15 лет в районном суде, человек в мантии будет иметь полное право перейти в ВС.
Алексей ПИСАРЕВ
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!