Новая инициатива Президента может перевести госмашину на беспартийные рельсы
Толчком к попытке департизации госуправления, безусловно, следует признать ситуацию с партией власти. В данном случае — с Партией регионов. С одной стороны, команде Президента, получившей основные рычаги воздействия на властную машину, совершенно не интересно заниматься «трудоустройством» партийцев. С другой — очевидно, что огромная партийная махина не в состоянии «смикшировать» в обществе эффект реформ. Наконец, в самой ПР, увлекшейся внутриструктурными пертурбациями и «настройкой на Кабмин», продолжается затянувшаяся дискуссия о стратегических целях. А когда в армии начинаются дискуссии, о дисциплине и единоначалии можно забыть.
Симптомы превращения в балласт
Собственно говоря, у Партии регионов нет какой-то своей, особенной доли — судьбы отечественных партий власти очень схожи, разнятся лишь детали и личности. В наших специфических постсоветских условиях всем им предписано обеспечивать скорость отрыва для лидера, после чего им чаще всего уготована участь балласта. Аналогичная, кстати, судьба у провластных партийцев соседней нам России. И даже когда «Единая Россия» показывает чудеса народной поддержки на выборах в виде 100% голосов избирателей (по некоторым округам), то единоначалие того же премьера в ней уже по умолчанию означает определенную долю «игнора» со стороны президента…
Конечно, дело не только в людях, осуществляющих реальный партийный контроль, скорее — в принципах построения партийных проектов на постсоветском пространстве. Все они лепятся «под лидера», они, как пристяжные, призваны обеспечить его продвижение. Но потом, после победы и завоеванных высот, эти партийные проекты становятся неподъемным грузом: их надо контролировать, «подкармливать», следить, дабы не было крамолы. Это напрягает.
Вряд ли Партия регионов близка к превращению в балласт. Но первые симптомы этого налицо: «распиаренное» мероприятие «бело-голубых» Президент так и не посетил, сославшись на болезнь. Фракция ПР успешно выполняет свои функции в главном законодательном органе страны, а вот об общественных инициативах именно самой партии давно ничего не слыхать. Да и у «новоназначенцев» все реже в графе «партийность» значится что-то знакомое.
Возможно, симптомы эти — лишь плод воображения. Но есть и факты, а они, как известно, упрямая вещь. 25 мар¬та в Верховной Раде зарегистрирован проект закона «О го¬сударственной службе», который запрещает чиновникам оставаться членами политических партий. Инициатором его принятия выступил Президент Виктор Янукович, кстати говоря, уже год как беспартийный, хотя и обладающий званием «лидер партии».
В «беспартийной» тени
Эксперты уверены: этот закон нанесет удар в том числе и по «бело-голубым». Хотя… Вот, например, глава Житомирской областной государственной администрации Сергей Рыжук готов выйти из Партии регионов в случае, если парламент изменит условия пребывания на госслужбе. По его словам, предложенный проект уже обсуждался с активом житомирской областной организации «регионалов», председателем которой является С.Рыжук. «Мы поддерживаем такое предложение Президента, однако это совсем не означает, что в случае принятия закона и массового выхода губернаторов и руководителей других уровней из Партии регионов данная политическая сила потеряет многих сильных руководителей», — заявил губернатор. При этом он отметил, что руководители будут «выполнять волю партии через законы, которые подают Президент и Кабмин и принимает Верховная Рада».
Получается, Партия регионов уже, как говорится, давно спит и видит, как бы департизировать общество и при этом еще и научиться выполнять «волю партии» через реформы и законы?
Думается, не все в ПР так однозначно готовы оттолкнуть от себя партийную лодку и уйти в штормящие общественные океаны без ее спасательных кругов.
Каков зарубежный опыт? Здесь нет однозначности. В Великобритании, США и Франции госслужащий может, а иногда и должен быть политически активным. В Германии со времен великого реформатора Конрада Аденауэра принадлежность госслужащего к той или иной партии является не недостатком, а преимуществом, демонстрирующим его лояльность руководству и готовность проводить политику своей политической силы. Более того, в самой развитой стране Европы политическая карьера и административная тесно взаимосвязаны.
В европейских странах принято, чтобы «политиче¬ские» госслужащие уходили в отставку, если их административный орган возглавляет член другой партии. А в США у министра есть некоторое количество политических советников, образовывающих его «кабинет». Все они являются госслужащими и уходят в отставку вместе с министром. Ведь это только у нас чиновники готовы скорее сменить партийные цвета, чем расстаться с креслом.
Есть и другой небезынтересный аспект предлагаемого законопроекта. Исходя из специфики действующих законов, члены Кабмина госслужащими не являются, а министры и вовсе политические фигуры. Выходит, всем им не придется класть партбилеты на стол. С другой стороны, если ты министр и политическая фигура, то как объяснить народу, что вся остальная власть в стране вне конкретной политической структуры, а ты — партфункционер по совместительству? А еще налицо попытка отделить госслужащих, склонных (увы, такова наша действительность) к коррупционным действиям, от партийцев. Тогда вроде как и ответственности такой нет: ну попался на взятке где-то там в районе госслужащий, но он весь уже вроде как и не партийный! Значит, тень на партию не ляжет.
Основные мотивы
Так чего же больше в законопроекте: заботы о чистоте рядов или удара по партиям вообще и по родной в частности? И как все это согласуется с многолетним стремлением отечественного политического бомонда добиться-таки партизации общества (достаточно поднять подшивки старых газет, чтобы вспомнить: лучшие умы страны всегда мечтали, чтобы в нашей стране, избавляющейся от советского наследия, на смену «воле партии» пришла как раз реальная многопартийность (с конца 1990-х), а потом и вовсе партийная дифференциация общества (после 2000 года)!
В сложившихся условиях вряд ли стоит ожидать в парламенте бурной дискуссии. Нынешний состав ВР далек от того, чтобы детально анализировать, какова польза или вред от партий, проникающих в госструктуры.
Да и в обществе тоже ажиотажа не ожидается. Рядовой избиратель уже убедился в том, что партийность еще не гарантирует честности и служебного рвения на благо общества. Увы, партизация общества у нас не носила идеологического характера. Нередко партии воспринимали как лыжню, проторенную трассу для карьерного забега. Отсюда и множество «перебежчиков», шаткие региональные структуры, в которых часто находятся люди, име¬ющие (на всякий случай!) по 2—3 различных партбилета.
Не купишь избирателя и громогласными заявлениями насчет массовости современных украинских партий: если бы Минюст верил на слово всем ста с лишним партиям, заявляющим о «разветвленности структур», то численность населения Украины, видимо, приближалась бы к численности населения Китая, а то и превзошла ее!
Так благо ли подобная инициатива, так возможно ли ее реально воплотить, фактически круто повернув историю современной Украины в сторону департизации?
Ответить непросто. Тем более что в складывающейся ситуации каждую законодательную инициативу можно рассматривать и под углом конкретных взаимоотношений внутри огромного властного конгломерата. С одной стороны, на текущий момент мина, подведенная под партии, выгодна, скорее всего, той части президентской команды, которая не имеет рычагов влияния на конкретную общественную организацию или, напротив, хочет эти рычаги перераспределить с пользой для себя. С другой —немобилизованная, самодо¬статочная и малоуправляемая партия вряд ли нужна Президенту как опора при проведении реформ, как мостик в будущее, наконец, как сила, с которой можно спокойно идти на второй срок.
И до следующих выборов (да и под грядущий закон о них) можно попытаться еще все перестроить, как надо. Видимо, это и есть главный мотив действий президент¬ской команды. Убедит ли она в этом всех причастных к партизации/департизации? Достаточно ли глубоко укоренилось в обществе представление о том, что за партиями — будущее?
Ответы на эти вопросы мы, надо полагать, услышим уже во время первых дебатов на парламентском уровне. Если они, конечно, будут…
Владимир КАЦМАН
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!