Из-за чрезмерной нагрузки админсуды работают на пределе своих возможностей
Суды уже привыкли ко всему: к отсутствию надлежащих условий труда, хроническому недофинансированию, постоянным напоминаниям о коррумпированности судебной системы, а также к частым изменениям в законодательстве, за которыми не успевают следить не только рядовые граждане, но и профессионалы, призванные ежедневно осуществлять правоприменение. А в последнее время добавилась еще и чрезмерная нагрузка.
При этом совершенствуется процессуальное законодательство, ориентированное на европейские стандарты. Но приближаются ли к этим стандартам условия, в которых работают украинские судьи? По-видимому, нет. Даже поверхностного взгляда на ситуацию со сроками рассмотрения судебных дел достаточно, чтобы заметить, на краю какой бездны мы оказались.
В особенно трудном положении находятся админсуды, это предопределено поступлением огромного количества дел социальной категории, — споров, связанных с заявлениями граждан об осуществлении перерасчета выплат при рождении ребенка и по уходу за ним до достижения трехлетнего возраста, а также заявлениями лиц, которые имеют статус «дети войны», «чернобыльцы» и т.п. Таких дел в производстве судов в каждом регионе Украины — сотни тысяч, а в государстве — миллионы. Особенно увеличилось поступление этих дел с начала 2011 г., и наблюдается тенденция к дальнейшему росту их количества.
Понятно, что в таких усло¬виях без решения данной проблемы законодательной и исполнительной ветвями власти суды не смогут развязать этот «социальный узел» и должным образом обеспечить защиту прав и интересов граждан в сфере публичных правоотношений. А значит, не удастся снять социальное напряжение, возникшее в обществе в силу указанных обстоятельств. Это вызывает серьезную обеспокоенность не только у граждан, но и у судей, которые уже сегодня работают на грани физиче¬ских возможностей.
Все ищут пути решения проблемы перегрузки админсудов. Достаточно вспомнить ряд удачных и не очень мер, принятых законодателем для решения этого вопроса. В част¬ности, в свое время дела социальной категории были отнесены к юрисдикции общих судов, которые должны были их рассматривать согласно нормам гражданского процессуального законодательства.
Однако норма, на основании которой осуществили указанную передачу, была признана неконституционной, и теперь рассмотрение данной категории дел снова входит в компетенцию админсудов. Это окончательно все запутало и привело к образованию огромного остатка нерассмотренных дел данной категории.
Отмечу, что отечественные судьи часто ездят в другие страны, чтобы перенять опыт. Так вот, зная модели судоустройства европейских государств и стандарты осуществления правосудия, с которыми можно было ознакомиться во время обмена опытом, я уверен, что в той же Германии по такой категории дел было бы вынесено самое большее полтора десятка судебных решений. А соответствующие государственные структуры были бы обязаны выполнять требования закона и в дальнейшем его не нарушать. Это, в свою очередь, предотвратило бы новую судебную волокиту и пересмотр миллионов дел.
Учитывая вышеприведенное, на последнем собрании судей Днепропетровского апелляционного админсуда мы решили обратиться к Премьер-министру Николаю Азарову с соответствующим письмом, в котором осветить все аспекты указанного вопроса. В связи с этим считаю не¬обходимым сообщить полное содержание вышеупомянутого письма, которое позволяет понять всю сущность проблемы.
Александр МАРТЫНЕНКО,
председатель Днепропетровского
апелляционного административного суда
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!