МЧС не улучшило материальную базу, хотя средства выделялись
Аудиторы Счетной палаты проверили использование Министерством чрезвычайных ситуаций бюджетных средств, полученных на протяжении 2010 г. Эти деньги должны были направить на улучшение материально-технической базы системы гражданской защиты населения и территорий, спасательного дела, техногенной и пожарной безопасности, на функционирование Фонда страховой документации. Но средства пошли на содержание персонала.
Непрозрачная система
На протяжении 2010 г. МЧС вместо того, чтобы использовать средства на модернизацию, направило их на оплату труда своих работников.
Министерство не осущест¬вляло контроль за предоставлением платных услуг, что привело к необоснованному увеличению их количества. Сегодня МЧС оказывает 128 видов платных услуг, среди которых немало таких, которые могут предоставлять част¬ные субъекты хозяйствования на конкурентной основе.
В 2010 г. в МЧС действовала непрозрачная система использования средств за предоставленные услуги, не отвечавшая требованиям действующего законодательства, а тарифы, коэффициенты и размеры оплаты оказались экономически не обоснованными. Министерство хотело получить доход, тогда как проблемы качества услуг, их удешевления для населения оставались без внимания.
Фактически руководители территориальных органов МЧС управляли системой предоставления платных услуг по своему усмотрению. В результате подразделения пожарной охра¬ны, аварийно-спасательной службы, Государственного фонда страховой документации постепенно начали превращаться в субъекты хозяйствования, а это противоправно.
МЧС четко не определило приоритеты — использование полученных средств на развитие системы спасения и гражданской защиты населения. Вместо этого в 2010 г. направило почти 374 млн грн. ( 97% от общего объема средств) на содержание персонала (65 тыс. человек), хотя на зарплату сотрудникам МЧС государство и так ежегодно тратит около 2 млрд грн.
Материальная база
В то же время материальная база пожарных и аварийно-спасательных подразделений либо несформирована, либо используется некачественное оборудование, которое не дает возможности обеспечивать эффективную защиту объектов и граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Так, на протяжении 2008—2010 гг. произошло 152,7 тыс. пожаров, из них 35% — в сельской мест¬ности. Во время них погибли 9886 человек и нанесен материальный ущерб в размере 5,3 млрд грн. На протяжении 2010 г. ежедневно возникало в среднем 170 пожаров (на 50 больше, чем в 2009-м), во время которых погибли 8 и получили травмы 4 человека, огнем уничтожено или повреждено 61 здание и 8 единиц техни¬-ки. Еже¬дневные материальные убытки составляли 6,4 млн грн. В целом во время каждого 22-го пожара погибал человек, каждый 27-й погибший — ребенок.
Основные средства специальных подразделений аварийно-спасательной службы МЧС изношены почти на половину, а отдельных структур — на 2/3. Около 80% инженерной техники и техники радиационно-химической и биологического защиты эксплуатируется свыше 10 лет. В подразделениях пожарной без¬опасности ситуация еще более критическая — 44% техники используют больше 20 лет.
Таким образом, оперативное и эффективное проведение первоочередных работ на месте происшествия, ликвидация чрезвычайных происшест¬вий техногенного и природного характера и их последствий являются практически нереальной задачей.
Аудитом установлено, что 45 млн грн. от общей суммы поступлений за платные услу¬ги в 2010 г. использовано неэффективно, еще 2,7 млн — с нарушением требований бюджетного законодательства. Кроме того, в результате несоблюдения законодательства в специальный фонд госбюджета не поступило свыше 50 млн грн. (около 20% от общей суммы поступлений за услуги, предоставленные в течение 2010 г. Государственной специальной (военизированной) горноспасательной (аварийно-спасательной) службой МЧС).
Указанные факты свидетельствуют о том, что предоставление в 2010 г. платных услуг непосредственно в органах МЧС осуществлялось бессистемно, бесконтрольно и иногда безответственно. «Все платежи за услуги МЧС должны осущест¬вляться через органы власти, а тарифы на любые платные услуги должны быть пуб¬личными и прозрачными. Авто¬ритет спасателей в обществе очень высок, и давайте будем этим дорожить», — отметил на коллегии председатель Счетной палаты Валентин Симоненко.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!