Предупреждение чрезвычайных ситуаций тормозится из-за непрозрачного направления средств
От функционирования в государстве единой системы предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и реагирования на них зависят жизнь и здоровье миллионов людей. В этом убежден не только председатель Счетной палаты, так считают и миллионы граждан. Поэтому обмен опытом и сотрудничество в этой сфере очень важны, так как решить проблему только своими силами не всегда удается.
Как сообщили в пресс-службе СП, 24 и 25 июня в помещении ведомства состоялось второе заседание специальной группы высших органов финансового контроля Европы (EUROSAI) по аудиту средств, выделяемых государствами для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Как отметил председательствующий на заседании руководитель СП Валентин Симоненко, общее заключение аудиторов стран — участ¬ниц специальной группы свидетельствует о том, что «судьба каждого государства в равной степени зависит от глобальных изменений климата и мировой экономики, и в одиночку уже никто с этими проблемами не справится». По словам председателя СП, «полученный опыт проверок дает основания констатировать: недооценка опасных факторов, несвоевременно принятые предупредительные меры являются причиной катастрофических последствий, которых можно было бы избежать».
Еще в 2008 г. на конгрессе EUROSAI в Кракове Счетная палата подняла вопрос о необходимости создания специальной группы, которая бы изучала указанную проблему и давала органам госуправления рекомендации по поводу функционирования системы финансирования прогнозирования и предупреждения катастроф, методик разделения средств между структурами, определения важных направлений и т.п.
В.Симоненко подчеркнул, что со времени проведения первого заседания прошел год и актуальность создания специальной группы очевидна, учитывая частоту природных и техногенных катастроф.
В последние 5 лет убытки от них составляли $120—140 млрд, количество жертв превысило 100 тыс. человек, пострадавших же — в 5—6 раз больше. Согласно выводам ученых и аналитиков уже через 5 лет весь прирост мирового ВВП будет направлен на возмещение убытков от катастроф.
По информации пресс-службы ведомства, на протяжении 2005—2010 годов СП проведено 8 международных аудитов. В частности, украинско-венгерский контроль противопаводковой готовности региона Верхней Тисы, выполнения противопаводковых мероприятий в пограничных водах Украины и Республики Польша. Совместно с Беларусью и Польшей был проведен аудит состояния защиты от загрязнения вод бассейна реки Западный Буг, выполнения соглашения, за¬ключенного правительствами Украины и Словацкой Республики, относительно вопросов водного хозяйства в пограничных водах, а также международный координированный аудит Чернобыльского фонда «Укрытие». Вместе с Болгарским аудиторским офисом было изучено состояние выполнения положений Бухарестской конвенции о защите Черного моря от за¬грязнения. А в прошлом году СП и Счетный комитет по контролю за выполнением республиканского бюджета Республики Казахстан провели аудит эффективности использования средств, выделенных Министерству по во¬просам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий.
Как отметил В.Симоненко, в нашем государстве не создана совершенная и прозрачная система выделения средств на предупреждение чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. По данным СП, в бюджете средства распределены по 6 направлениям и ведомствам, что не дает возможности точно оценить потребность в них и добиться эффективного их использования.
Зато, как проинформировал руководитель СП, в Украине создана система мониторинга, позволяющая определить первоочередные направления финансирования системы предупреждения катастроф: преодоление последствий Чернобыльской аварии, сохранение экосистемы Черного моря, реструктуризация и ликвидация объектов бывших горнодобывающих предприятий и осуществление безотлагательных природоохранных меро¬приятий в зоне их деятельности. «Продолжаются негативные процессы старения производственного фонда нашей экономики. И если в мире техногенные катастрофы составляют треть, а природные — две трети от общего количества катаклизмов, то в Украине все наоборот! Две трети чрезвычайных ситуаций — это техногенные катастрофы. Поэтому Счетная палата бьет тревогу, ведь инженерную инфраструктуру наших производств необходимо обновлять как можно скорее», — отметил В.Симоненко.
К объектам, связанным с потенциальным риском техногенных катастроф, относятся, в частности, бывшие горнодобывающие предприятия по подземной добыче железной руды (Кривбасс), цветных металлов (Донбасс) и минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений (Львовская и Ивано-Франковска области).
Согласно заключениям аудиторов государство фактически не может обеспечить своевременного и достаточного финансирования всех расходов, связанных с ре¬структуризацией и проведением рекультивационных работ, что приводит к постоянному увеличению сроков выполнения этих работ. Как следствие, их стоимость постоянно растет.
Во время заседания специальной группы EUROSAI было названо несколько причин промедления с проведением необходимых работ и увеличения стоимости меро¬приятий по ликвидации последствий катастроф. К ним в первую очередь можно отнести недостаточно высокое качество соответствующего программного обеспечения в этой сфере, что свидетельствует об отсутствии общегосударственного подхода к этой проблеме, а также делает невозможной пообъект¬ную оценку очередности меро¬приятий, которые необходимо осуществлять для предупреждения техногенных катастроф, препятствует поиску реальных и источников финансирования. Поэтому основное бремя в том, что касается финансирования, ложится на государственный бюджет. Существенные недостатки имеют проекты по предупреждению катастроф техногенного характера. Меро¬приятия, которые осуществляются согласно указанным проектам, решают лишь отдельные вопросы, а не проблему в целом.
Также чувствуется недостаточный контроль за выполнением работ со стороны уполномоченных органов и учреждений, что приводит к низкому их качеству, распылению средств и в конечном итоге нарушению сроков проведения необходимых меро¬приятий.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!