Банки считают, что не должны отвечать за недобросовестных строителей
Ассоциация «Украинский Кредитно-Банковский Союз» призвала парламент отклонить законопроект, который заставит финучреждения отвечать за ошибки и злоупотребления строительных организаций.
Проектом «О внесении изменений в Закон Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью» (№2119) предлагается отменить существующее деление фондов финансирования строительства на категории «А» и «Б» и ввести один вид, аналогичный действующей категории «Б». Предусматривается, что его управителем станет финансовое учреждение.
Как отмечают эксперты, инициатива оставляет неурегулированным целый ряд вопросов. В частности, в УКБС обратили внимание на отсутствие механизма дофинансирования строительства и неопределенность порядка отчуждения недвижимости у застройщика.
В соответствии с действующим законом «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью» для фондов финансирования строительства категории «Б» управитель определяет текущую цену измеримой единицы объекта строительства, коэффициенты этажа и комфортности и принимает на себя риск, связанный с недостаточностью привлеченных средств. И хотя нормами закона предусмотрена возможность дофинансирования за счет средств страхования, вопрос регрессного требования страховщика после уплаты соответствующих сумм остается неурегулированным.
Эксперты УКБС также отмечают, что предложенное законопроектом введение одного вида фондов финансирования строительства, управителем которого является финучреждение, непропорционально распределяет риски, переводя их на банковскую систему. В частности, согласно новациям, по сути, с застройщика снимается ответственность за соблюдение плана застройки относительно определенных площадей и расходов, что влечет риски увеличения стоимости здания на фоне уменьшения проинвестированных доверителями площадей. Такая бесконтрольность застройщика возложит на управителя обязанность самостоятельного поиска источников финансирования.
Кроме того, требование относительно необходимости преобразования ранее созданных фондов категории «А» противоречит законодательству, которое запрещает менять правила их деятельности. Также с застройщика будет снята ответственность за нецелевое использование полученных ранее средств. Финучреждению же придется фактически взять на себя убытки.
В УКБС подчеркивают, что создание фонда категории «Б» предлагает появление в штате управителя (банка) работников непрофильной специализации, связанной со строительством и риелторской деятельностью. При этом такие изменения заставят банки предоставлять нефинансовые услуги, что не предусмотрено действующим законодательством. В конце концов возникнет угроза осложнения работы строителей и подорожания недвижимости.
«Следует учесть, что предложенный законопроектом вариант внесения изменений в апробированный отечественной практикой механизм функционирования фондов категории «А» является необоснованным, так как это лишит инвесторов и финучреждения стимулов к финансированию строительства благодаря таким механизмам», — отметила генеральный директор Ассоциации Галина Олифер. По ее убеждению, только пропорциональное распределение рисков при реформировании системы финансирования строительства позволит достичь конечной цели — возобновить строительную отрасль за счет роста инвестиций.
Материалы по теме
Вниманию обманутых инвесторов компании ТММ
04.02.2024
Банки заработали вдвое больше в 2023 году
07.12.2023
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!