Необходимо внедрить эффективные методы обучения судебных администраторов
При Государственной судебной администрации необходимо создать специальное подразделение, которое будет изучать возможности совершенствования организационной работы в судах. Также следует разработать современную программу обучения администраторов. Такие шаги позволят повысить качество работы судебной системы и будут способствовать росту ее авторитета в обществе.
План усовершенствования
После принятия закона «О судоустройстве и статусе судей» стали необходимыми поиск, анализ, разработка, а также внедрение новых стандартов, направленных на повышение эффективности организационной работы и администрирования в хозяйственных судах.
Одна из главных целей администрирования судов — обеспечение реализации права граждан на доступ к правосудию. Это одна из основополагающих задач, определенных Стратегическим планом развития судебной власти на 2013—2015 гг., который был одобрен на XI съезде судей 22 февраля текущего года.
В практической плоскости это означает, что хозяйственные суды должны обеспечить надлежащий доступ общественности к судебной информации, включая информацию о порядке работы хозяйственного суда, порядке приема граждан, сведения о дате, времени, месте проведения судебного заседания по делам, назначенным к рассмотрению. Также должна быть доступна информация о банковских реквизитах для уплаты судебного сбора, о порядке обжалования судебных решений, порядке присутствия на судебном заседании, мерах, которые применяются к нарушителям, о порядке пропуска в помещение суда и т.п.
Кроме того, необходимо поддерживать помещения суда в таком состоянии, чтобы они были безопасны, доступны и удобны для посетителей. В частности, следует установить в коридорах и в других местах ожидания необходимое для удобства посетителей количество стульев, обустроить специальные помещения для ознакомления с материалами судебных дел, обеспечить свободный доступ в столовые (в тех судах, где они есть), гардеробы и туалетные комнаты, а также к кулерам с питьевой водой. Для ознакомления с делами необходимо выделить отдельное помещение или отдельное удобное место. Нужно позаботиться о наличии ксерокопировальной техники. То есть следует сделать все, чтобы посетители, которые приходят в суд впервые, особенно люди с особыми потребностями, чувствовали себя там достаточно уверенно и уютно.
Также нужно гарантировать всем участникам процесса возможность эффективно участвовать в нем путем устранения лишних трудностей и неудобств. Кроме того, следует сформировать среди работников аппарата суда культуру вежливости и искреннего желания помочь посетителям, которые обращаются к ним.
Один из путей совершенствования организации деятельности хозяйственного суда — введение внутреннего и внешнего оценивания его работы, которое должно включать стандарты нагрузки, своевременности и эффективности решения дел, нормы поведения работников аппарата, стандарты качества процессуальных документов и т.п. Оценивание будет полезно для руководства при решении таких задач, как получение информации о текущей ситуации в суде, обоснование текущих и стратегических решений, определение приоритетов, мониторинг инноваций, оценка их результативности и эффективности.
Борьба за доверие
Одним из критериев оценки эффективности деятельности хозяйственных судов можно считать положение п.20 рекомендаций Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно судей: независимость, эффективность и обязанности от 17.11.2010: «Судьи не могут эффективно осуществлять правосудие без доверия общественности, ведь они являются частью общества, которому служат. Им следует быть осведомленными о том, чего ожидает общественность от судебной системы, и о жалобах на ее функционирование. Этому могло бы способствовать наличие постоянных механизмов получения такой информации, созданных советами судей или другими независимыми органами».
К сожалению, распространяемая о деятельности отечественных судов информация не отвечает действительности. Есть немало субъектов, которые хотят дискредитировать систему правосудия. Это, в частности, проявляется в отсутствии сдержанности в высказывании собственного субъективного мнения о судебных решениях и судьях со стороны представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, а также СМИ.
Поэтому суды должны сосредоточить свои усилия на выполнении первоочередных задач, касающихся повышения и поддержания надлежащего уровня доверия граждан к судам, а именно:
1) активно участвовать в разработке и внедрении собственных коммуникативных стратегий, которые будут включать сотрудничество со СМИ, создать в каждом суде пресс-центр для надлежащего реагирования как на внутренние, так и на внешние информационные запросы и для информирования общественности о ходе рассмотрения конкретных дел, которые получают широкий резонанс;
2) поддерживать отношения между судами и местными общинами с целью повышения правовой культуры граждан и восприятия работы судов; при этом налаживать сотрудничество таким образом, чтобы предотвращать конфликт интересов и не препятствовать осуществлению правосудия;
3) налаживать надлежащее и эффективное сотрудничество с общественными организациями, учебными заведениями, в частности с целью воспитания у молодежи уважения к судебной власти, формирования знаний о гражданских правах и их защите, а также о функционировании судебной системы в целом.
При этом на начальном этапе разработки коммуникативной стратегии необходимо прежде всего определить цели ее внедрения: повышение авторитета судебной власти в обществе, уровня доверия людей к хозяйственным судам, правовой грамотности населения, предоставление общественности информации о специфике, особенностях и содержании деятельности судов.
Следующим шагом должно стать определение базовых принципов и принципов коммуникативной деятельности, таких как открытость, прозрачность, партнерство, ответственность за содержание и качество информации, информационная честность, реалистичность, адресность, оперативность, доступность.
Дальше необходимо правильно определить целевые аудитории, на которые рассчитана коммуникативная деятельность суда, после чего четко выяснить, каким путем можно и нужно взаимодействовать с каждой аудиторией, выбрав определенные каналы связи или способы осуществления коммуникации.
Наконец, важно понимать, что любая коммуникативная стратегия останется на бумаге, если не будет содержать четкого плана мероприятий. Именно в нем должна отображаться смысловая нагрузка: конкретные мероприятия, направленные на достижение понимания с той или иной целевой аудиторией, четкие сроки выполнения и ответственные за достижение ожидаемого результата работники или подразделения.
Администрирование — вне поля зрения
Важное место в деятельности всех хозяйственных судов должны занимать вопросы администрирования. Именно в них должны разрабатываться и воплощаться комплексные внепроцессуальные мероприятия, направленные на внедрение инновационных методов, практик и подходов к организации работы суда с целью обеспечения качественного осуществления правосудия.
К сожалению, со времени принятия закона «О судоустройстве и статусе судей» сложные вопросы, связанные с определением сущности, оптимальной модели судебного администрирования, не получили надлежащей теоретико-правовой проработки на доктринальном уровне. В отечественных научных источниках эти вопросы остаются практически не исследованными, отсутствует научно обоснованная и системно определенная теория судебного администрирования, а в отношениях между органами государственной власти и судейского самоуправления недостаточно урегулирована системная связь указанного вида управленческой деятельности. Концептуальные подходы к проблемам организации работы суда отличаются противоречивостью и непоследовательностью, что не способствует формированию единой научной концепции и практическому решению актуальных вопросов в этой сфере.
Кроме того, ликвидация президиумов судов внесла существенные изменения в модель управления, которая раньше существовала и была неразрывно связана с перераспределением функций в управленческом процессе. Во многом это предопределено непониманием роли такого коллегиального органа в осуществлении организации деятельности суда, судебных палат и аппарата суда, а в некоторых случаях — бездействием президиумов и их полной отстраненностью от участия в принятии решений как коллегиального органа управления.
Очевидно, такое решение было преждевременным и ошибочным, поскольку законодатель не предложил реальной модели современного администрирования, что затрудняет существенные сдвиги в вопросе осуществления правосудия и не обеспечивает в полной мере надлежащей защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц. Поэтому дальнейшее построение национальной модели судебного администрирования, очевидно, должно побуждать сделать вывод о необходимости восстановления подобного коллегиального органа, который бы выполнял обеспечительные функции правосудия.
В соответствии с постановлением Верховной Рады «Об обеспечении деятельности судов» от 24.02.94 №4019-XII еще в 1995 году в Киеве в составе Высшего арбитражного суда планировалось создать научно-исследовательский центр по комплексным проблемам организации и компетенции юрисдикционных органов в вопросе решения хозяйственных споров и повышения квалификации судей арбитражных судов.
К сожалению, запланированные в данном акте положения не были реализованы, однако с целью обеспечения качественного судопроизводства необходимо создать при Государственной судебной администрации (в партнерстве с Национальной школой судей) специальное подразделение, которое бы занималось именно изучением и совершенствованием организационных форм судебного администрирования. Вопрос об ассигнованиях для работы такого подразделения следует поставить перед парламентом и Кабмином.
Кроме того, целесообразно будет создать модернизированные, эффективные технологии обучения судебных администраторов с привлечением лучших экспертов в данной сфере.
Законодательные инициативы
Для совершенствования организации работы и администрирования судов законодатель должен решить целый ряд вопросов относительно:
• определения объема полномочий аппарата судебных органов;
• закрепления правового статуса судебного администратора, вся деятельность которого должна направляться на обеспечение качественного осуществления правосудия;
• четкого соотношения функций председателя суда, его заместителя и руководителя аппарата;
• детализации в законодательстве объема административных полномочий заместителей председателей судов;
• определения правового статуса секретаря судебной палаты.
Кроме того, необходимо принять ряд мер в сфере организации работы и администрирования хозяйственных судов. В частности, следует решить вопрос о совершенствовании организации работы аппарата судов, в том числе принять меры для безотлагательного приведения в соответствие с новыми требованиями законодательства о государственной службе, которые вступают в силу с 1.01.2014, соответствующих положений об аппаратах судов, об отделах, службах персонала суда. Также нужно активно участвовать в определении, систематизации и использовании стандартов эффективности работы суда.
Кроме того, необходимо продолжить процесс обеспечения доступности судов для посетителей, не забывать о мерах по формированию положительной репутации судов в обществе путем разработки коммуникативных стратегий во всех без исключения учреждениях третьей ветви власти.
АНАТОЛИЙ ОСЕТИНСКИЙ - заместитель председателя Высшего хозяйственного суда Украины, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины
Предложения А.Осетинского (крайний слева), в частности относительно введения внутреннего и внешнего оценивания работы хозсудов, наверное, нашли поддержку у председателя ВККС Игоря Самсина.
Материалы по теме
В горсуд Чугуева зовут двух судей — ВККС
19.04.2024
В райсуде на Волыни сменился председатель
19.04.2024
В райсуде Николаевщины сменился председатель
17.04.2024
В райсуде Житомирщины сменился председатель
16.04.2024
Может ли судья в условиях войны постоянно брать отпуск без сохранения зарплаты — решение РСУ
12.04.2024
Полномочия руководителя аппарата суда, отправка решения в ЕСИТС и другие выводы в обзоре КАС
26.03.2024
Житомирский ОАС переедет в новое помещение
13.03.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!