Законодатель окончательно не определился с целями процедуры банкротства
В начале года вступила в силу новая редакция закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Изменения вызвали как одобрительные отзывы, так и критические замечания. Основные нововведения эксперты, судьи и законотворцы обсудили во время конференции «Реструктуризация и банкротство: новые правила», одним из организаторов которой стало ВОО «Саморегулируемая организация специалистов конкурсного процесса». О том, в чем заключаются изменения и принесут ли они пользу, корреспондент «ЗиБ» решил узнать у руководителя этого объединения Вячеслава ДЖУНЯ.
«Наша организация объединяет наиболее активную, квалифицированную и инициативную часть арбитражных управляющих»
— Вячеслав Васильевич, вас избрали президентом ВОО «Саморегулируемая организация специалистов конкурсного процесса». Расскажите, что это за объединение граждан и каковы цели его деятельности.
— Это одна из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, созданная для защиты их интересов, выработки правил и стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих, формирования системы страхования их профессиональной деятельности и т.п. Без преувеличения могу сказать, что сейчас наша организация объединяет наиболее активную, квалифицированную и инициативную часть арбитражных управляющих. Особенностью деятельности ВОО является не только генерация новых идей относительно реформирования законодательства о несостоятельности (банкротстве), но и непосредственное участие в их реализации.
Даже название нашей организации должно свидетельствовать о научном подходе к решению проблем арбитражного управления, поскольку терминологический и понятийный аппарат современного законодательства Украины архаичен и не отражает существенные признаки объектов познания этого законодательства.
— Для арбитражных управляющих разработан специальный этический кодекс. В чем особенности этики в данной сфере? Каким образом предлагается контролировать соблюдение определенных стандартов и какими могут быть санкции за их нарушение?
— Кодекс этики и профессионального поведения арбитражных управляющих является примером реализации принципов юридической деонтологии именно для учета особенностей их деятельности. Юридическая деонтология — это система знаний и правил об искусстве общения и мудрости принятия правильного решения в юридической практике. Новой редакцией закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» радикально изменен статус арбитражного управляющего, теперь арбитражные управляющие не предприниматели, как было раньше, а субъекты независимой профессиональной деятельности.
Предусмотрены правила профессиональной практики и профессиональной ответственности арбитражных управляющих. Сущность этих правил заключается в независимости профессиональной деятельности арбитражного управляющего от неплатежеспособного должника и круга его кредиторов. По своему процессуальному статусу, арбитражный управляющий является самостоятельной процессуальной фигурой в конкурсном процессе, действующей в защиту чужого права. В конкурсном процессе предусмотрены судебный контроль за деятельностью управляющего и его подотчетность органам самоуправления кредиторов. Схема взаимоотношений с судом и сторонами в деле строится на принципах оперативной самостоятельности арбитражного управляющего в реализации цели конкурсной процедуры и его полной ответственности за ее достижение.
Поэтому закон не определяет полномочий суда в том, что касается дачи указаний арбитражному управляющему относительно конкретных форм и методов реализации цели конкурсной процедуры, поскольку обратное будет означать, во-первых, полное или частичное возложение ответственности за недостижение этой цели на суд, а во-вторых, неоправданное усложнение функций суда, так как последний окажется втянут в оперативное выполнение задач этой процедуры. Полномочия суда относительно конкурсного управляющего исчерпываются процессуальным контролем за порядком и содержанием выполнения им действий, определенных законом, и предупреждением возможных злоупотреблений закрепленными за конкурсным управляющим полномочиями или их прекращением. Такой подход отвечает доктрине и практике национальных систем законодательства стран Запада о несостоятельности.
«Заимствовать что-то из мирового опыта следует только тогда, когда это согласовывается с экономическими целями национального законодательства»
— Как вы в целом оцениваете новую редакцию закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»? В чем заключаются сильные и слабые стороны нововведений?
— Данный закон удовлетворительно решил только некоторые из выявленных наукой и судебной практикой проблем производства по делам о банкротстве. Ряд неудачных формулировок старой редакции закона остался вне поля зрения парламента и был перенесен в неизменном виде в новую редакцию. Кроме того, предложены некоторые новые нормативные решения, которые еще больше ухудшили организацию этого производства. Так что можно достаточно уверенно прогнозировать возникновение в судебной практике очередных проблем, в частности связанных с толкованием ряда положений закона.
Как уже отмечалось, существенный недостаток новой редакции — неточность и архаичность основной терминологии. Усовершенствование понятийного аппарата национального законодательства о несостоятельности следует проводить на базе терминологии международно-правовых документов о трансграничной несостоятельности, поскольку эта терминология наиболее универсальна и соответствует современному развитию науки конкурсного права.
Структура закона по-прежнему нерациональна. Нормы о несостоятельности должны быть четко выделены и разграничены по сферам. Эти положения по своему содержанию делятся на материальные, процессуальные и организационно-правовые.
Также имеются неединичные примеры явных противоречий и недосмотров. Так, в ч.3 ст.2 акта определено, что «законодательство о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом при рассмотрении судом дела о признании неплатежеспособным (банкротом) банка применяется с учетом норм законодательства о банках и банковской деятельности». Однако это положение прямо противоречит требованиям ч.7 ст.36 закона «О системе гарантирования вкладов физических лиц», где предусмотрено, что действие закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» на банки не распространяется. Список такого рода недостатков, к сожалению, можно продолжить.
— Согласовываются ли законодательные новации с международной практикой процедуры банкротства? Что, учитывая мировой опыт, стоило бы позаимствовать?
— В принципе в разд.ІХ удовлетворительно решена старая проблема согласования национальных процедур несостоятельности с иностранными производствами. Это согласование осуществлено на основе типового закона ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности.
Однако заимствовать что-то из мирового опыта следует только тогда, когда это согласовывается с экономическими целями национального законодательства о несостоятельности. К сожалению, украинский законодатель пока окончательно не определился с этими целями.
«Меня никто не убедил в необходимости процедуры банкротства физических лиц»
— Нужно ли вносить изменения в другие законы для того, чтобы новые правила могли работать максимально эффективно?
— Да, безусловно. Прежде всего нужно устранить явные противоречия в разных законах, которые влияют на ход производства по делам о банкротстве.
— В соответствии с новациями квалификационный экзамен для будущих арбитражных управляющих будет проводиться в форме анонимного тестирования. Как вы относитесь к таким изменениям?
— Положительно. Главное на этом этапе реформирования — устранить, насколько это возможно, субъективный фактор в оценке знаний и деловой репутации претендентов.
— В соответствии с законом имущество, являющееся предметом обеспечения, используется только для удовлетворения требований кредитора по соответствующим обязательствам. Что произойдет, если полученных денег не хватит, чтобы рассчитаться с кредитором?
— В соответствии с ч.2 ст.23 закона обеспеченные кредиторы обязаны подать заявление о денежных требованиях к должнику во время производства по делу о банкротстве только относительно требований, которые являются необеспеченными, или при условии отказа от обеспечения. Следовательно, в части требований, которые являются необеспеченными, обеспеченный кредитор может стать конкурсным или текущим кредитором в зависимости от времени их возникновения. Хотя эти рассуждения целесообразно изложить в форме нормативных положений.
— Согласно закону продажа имущества должника будет происходить через аукционы. Вы не боитесь, что имущество будет реализовываться заранее определенным лицам по заниженным ценам?
— Еще как боюсь. Но эта проблема — лишь часть более общей проблемы институтов общественной и политической практики в Украине.
— Один из принципов отбора арбитражных управляющих — территориальность. Не возникнет ли ситуация, когда специалисты в одних регионах всегда будут иметь работу, а в других — останутся без нее?
— Эта ситуация вполне возможна, но проблему оптимального распределения дел между арбитражными управляющими разных регионов можно решить.
— В последнее время ведется много разговоров по поводу возможности введения процедуры банкротства физических лиц. Как вы относитесь к такой идее?
— Негативно, потому что пока меня никто не убедил, что эта процедура необходима. Процедура банкротства физических лиц была бы нужна, если бы у физических лиц была (причем стабильно) конкуренция кредиторов относительно удовлетворения должником их требований. Нет конкуренции кредиторов — нет и конкурса.
— Как вы в целом оцениваете состояние экономики в нашем государстве? Видите ли перспективы для развития и что для этого следует сделать?
— К сожалению, состояние экономики остается стабильно тяжелым, потому что не реализована рациональная прокредиторская модель законодательства о несостоятельности, которая постоянно генерирует стимулы для эффективного использования субъектами хозяйствования ограниченных ресурсов.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!