Украинский бизнес пока не готов брать на себя ответственность
Идея саморегулирования хозяйственной деятельности, какой бы прогрессивной она ни казалась, в нашей стране, к сожалению, все еще далека от своего воплощения. И виной тому отнюдь не чиновники. Об этом, а также о других проблемах лицензирования и дерегуляции говорили представители бизнеса и власти в пресс-клубе «Закон & Бизнес», организованном общественным советом при Государственной службе по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства.
За и против
«Мы сегодня предлагаем сократить на 50% количество видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию: из 56 (по закону. — Прим. ред.) планируется исключить 28 видов», — с такой приятной новости начал выступление первый заместитель председателя Госпредпринимательства Александр Потимков, отметив при этом также намерение регулятора унифицировать лицензирование, максимально сократив процедуры, установленные специальными законами.
Является ли эта тенденция прогрессивной и можно ли сократить количество лицензируемых видов деятельности до нуля? Ответы на эти вопросы оказались не такими уж очевидными.
С одной стороны, большое количество лицензируемых видов деятельности и органов лицензирования, а также сложная юридическая структура системы лицензирования ведут к прямым и косвенным затратам как предпринимателей, так и государства. Первые тратят время и деньги на обеспечение соответствия своего бизнеса требованиям (иногда чрезмерным) лицензионных условий. Государство же расходует средства на содержание раздутого штата чиновников, стимулируя при этом развитие теневого сектора экономики.
Все это, безусловно, не лучшим образом сказывается на позициях Украины в международных рейтингах индексов экономической свободы, коррупции и административного давления. Прямым следствием является ухудшение инвестиционного климата страны.
В этом плане представляется правильным определить на законодательном уровне четкие критерии возможного применения лицензирования для регулирования того или иного вида хоздеятельности. Так, проект «О внесении изменений в Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (№0932) предлагает ввести два дополнительных «если» для лицензирования:
1) если деятельность касается использования ограниченных природных ресурсов;
2) если деятельность может представлять угрозу жизни и здоровью людей, безопасности государства, окружающей среде, национальным интересам, а лицензирование способно предупредить возникновение таких угроз.
Но, с другой стороны, отмена лицензирования в некоторых случаях может быть чревата хаосом. Некоторым отраслям уже «посчастливилось» ощутить на себе риски дерегуляции. Так, члены пресс-клуба — представители строительного бизнеса вспомнили относительно недавнюю замену лицензирования отдельных видов работ, связанных с созданием объектов архитектуры (в частности, с разработкой градостроительной документации, архитектурным и инженерно-строительным проектированием), на профессиональную аттестацию ответственных исполнителей с выдачей им квалификационных сертификатов.
Вместо ожидаемого упрощения деятельности строители получили значительное удорожание проектов, снижение качества подготовки документов и, как следствие, ухудшение конкурентности на рынке, дополнительные хлопоты по защите прав потребителей. В связи с этим даже прозвучало обращение к руководству Госпредпринимательства с просьбой подумать над возвратом лицензирования.
Альтернатива лицензированию
По мнению руководителя общественного совета при Госпредпринимательстве Павла Михайлиди, на смену институту лицензирования в Украине рано или поздно придет саморегулирование. Основная идея саморегулируемых организаций (СРО) заключается в объединении участников рынка членством в негосударственном некоммерческом объединении, которому государство при определенных условиях делегирует регуляторные функции, а иногда и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования. То есть устанавливают правила игры и контролируют их соблюдение сами игроки. «Это долгий путь, и мы придем к нему», — уверен главный идеолог СРО П.Михайлиди.
Развивая эту мысль, руководитель комитета по вопросам лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности общественного совета Борис Платкевич заметил, что функция регулирования хозяйственной деятельности в украинской модели может отойти к общественным объединениям, а вот контроль за соблюдением установленных правил — остаться у государства.
Учитывая зарубежный опыт, ответ на вопрос «Быть или не быть СРО в Украине?» вроде бы очевиден. Но вот когда это произойдет?
Как показала практика, бездумная дерегуляция и отмена лицензирования опасны. Но участники пресс-клуба сошлись во мнении, что конкурентный рынок, повышение качества товаров и услуг могла бы обеспечить эффективная модель саморегулирования бизнеса.
Нужен специальный закон — скажут многие и будут правы. Однако лишь отчасти. Законопроекты о СРО время от времени появляются на сайтах госорганов и даже в парламенте. Вопрос их качества — отдельная тема для обсуждения. Но вот их своевременность и реальность стоит обсудить. Проект закона, который будет работать, должен точно отражать действительность, соответствовать уровню общественных отношений, учитывать назревшие потребности и интересы общества. А это проблема.
Как говорил один военный летчик-философ, «чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность».
Саморегулирование как свобода от государственного регулирования — это ведь не столько привилегия, сколько дополнительная ответственность участников рынка. Примечательно, что такую мысль в пресс-клубе озвучили обе стороны — и представители Госпредпринимательства, и руководство общественного совета.
«Мы понимаем, что СРО — это не лоббист, а организация, которая готова брать на себя коллективную ответственность, — сказал А.Потимков и добавил: — Мы таких организаций не знаем. К сожалению, сегодня на украинском рынке коллективная безответственность». Позже он же отметил, что в таких условиях принятие закона о саморегулировании маловероятно.
Первый заместитель председателя Госпредпринимательства Александр Потимков: Мы понимаем, что СРО — это не лоббист
Материалы по теме
Гринвошинг в Евросоюзе станет наказуем
25.01.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!