Автоматическое возмещение для экспортеров опять откладывается
Правительство затягивает с запуском автоматического возмещения НДС экспортерам. Переход на такой режим Кабмин обещал осуществить с 1 августа, потом — с 1 января, теперь — с 1 марте. Пока Минфин и налоговая готовятся к оперативному возвращению налога, долг по НДС опять может начать стремительно расти. Кроме того, на автоматическое возмещение пере¬йдет, скорее всего, только незначительное количество экспортеров.
Опасный «автомат»
О том, что перейти на ав¬томатическое возмещение налога после Нового года не получится, Правительство заявило еще в ноябре. Как сообщил первый заместитель министра финансов Вадим Копилов, на разработку этой системы нужно минимум полгода.
А тогдашний глава Государственной налоговой администрации Александр Папаика заявил о невозможности перейти на «автомат» из-за большого количества фиктивных заявок — на сумму1—3 млрд грн. в месяц. «К сожалению, даже крупные плательщики минимизируют налоги, сворачивают НДС и повышают суммы на возмещение. Декларации нужно проверять 60—70 дней. Уместно ли тогда их компенсировать на второй день после получения?» — вопрошал А.Папаика.
Фискальные органы задерживают введение автоматизированной системы, так как опасаются, что это приведет к провалу финплана, говорит директор департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудик. «Динамика возмещения налога в 2010 го¬ду была невысокой, и проблема осталась нерешенной», — заявил он.
Однако с 2011 года вступил в силу Налоговый кодекс, который обязывает государство ввести систему автоматического возмещения для добросовестных плательщиков и даже предусматривает начисление пени в случае задержек.
Деньги должны вернуться через 23 дня. Если на это время их не будет на счете, то на налоговую налагается штраф в размере 120% учетной ставки НБУ. К тому же погашение долгов было условием дальнейшего сотрудничества с МВФ.
Проверка обязательна
До 1 марта налоговая обязана завершить подготовку к автоматическому возмещению НДС. За этот период ведомство должно создать реестр плательщиков, претендующих на такое возмещение.
А до 20 февраля — разработать порядок действия реестра, и уже 5 марта плательщик может получить деньги, сообщил президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко. «Схема работы реестра будет напоминать продажу квартиры: нотариус заходит в базу данных и проверяет, нет ли обременений», — объяснил он.
В реестр автоматически вносятся расчет объема поставок, разница между налоговым кредитом плательщика и обязательствами его контр¬агентов, размер средней зарплаты — она должна быть в 2,5 раза больше минимальной. Если по какому-либо из этих параметров есть обременение, то предприятию отказывают в автоматическом возмещении.
«По моему мнению, предприниматели сначала посмотрят, как будет работать эта система, не приведет ли она к новым сбоям. На месте группы Ахметова я бы попробовал перевести на автоматическое возмещениям несколько предприятий. Если все будет нормально — перевести все другие», — считает Л.Рубаненко.
В налоговой уже сообщали, что 70% долгов по возврату НДС приходится на 20 крупных предприятий. Впрочем, оказалось, что и они не готовы к автоматическим проверкам, так как их данные в реестре будут то отвечать, то не отвечать требованиям налоговой.
«Мы ждем, когда наконец запустят автоматическое возмещение. Считаю, хуже от этого не будет. Может, и будут возникать какие-то проблемы, но это все равно лучше, чем когда у нас забирают наши же деньги в виде невозвращения НДС», — за¬явил народный депутат и почетный президент компании «Группа «Норд» Валентин Ландик.
Долговые манипуляции
Для перехода на автоматическое возмещение нужно рассчитаться по старой задолженности, к которой добавляются текущие долги. Если на 1 января 2010-го общая сумма составляла 20 млрд., то в апреле — уже 28,4 млрд. Для сравнения: в апреле 2009 года было лишь 13,5 млрд грн.
«Основная проблема — непрозрачность информации о долге. О его размере мы узнаем только из заявлений чиновников, и эти данные часто противоречат заявлениям других правительственных чиновников. Проверить цифры невозможно. Информация о задолженности по НДС у нас до сих пор засекречена, как будто это государственная тайна», — возмущается А.Рудик.
В то же время именно эта непрозрачность позволила Кабмину рапортовать об успешной борьбе с долгами. В октябре 2010 года Премьер-министр Николай Азаров за¬явил директору-распорядителю МВФ Доминику Стросс-Кану, что просроченная задолженность по НДС составляет лишь 3 млрд грн. Позже оказалось: не учли еще 9,5 млрд грн. текущих долгов. Таким образом, Правительство смогло виртуально уменьшить свои обязательства.
Во-первых, выпуск НДС-облигаций на 16,4 млрд грн. был учтен как погашение долгов. Поэтому последние уменьшились более чем вдвое. В действительности же выпуск НДС-облигаций не погасил госдолги, а лишь их отсрочил. Срок обращения ценных бумаг — 5 лет (при условии ежегодного погашения и доходности 5% годовых).
Во-вторых, Правительство не признало долгами текущую задолженность, поскольку проводится проверка, не являются ли эти суммы фиктивными.
В-третьих, Правительство ввело жесткий контроль за заявками предприятий на возмещение НДС. У плательщиков просто не принимали налоговые декларации, без которых невозможно требовать возвращения налога. А если их и принимали, то могли не внести информацию о плательщике в базу данных или провести проверку, которая иногда заканчивалась аннулированием свидетельства плательщика НДС. Как подчеркнул В.Копылов, ежемесячные заявки уменьшились с 3,5—5 млрд до 2 млрд грн. От этого пострадали не только «схемники», но и реальный сектор. Так, долги перед зернотрейдерами составили 7 млрд грн., что привело к снижению закупочных цен и уменьшению прибыли аграриев.
По словам первого вице-президента УСПП Сергея Прохорова, причиной задержек является плохое администрирование НДС и недоверие налоговиков к плательщикам. «Если взять долги перед зернотрейдерами, то налоговая их тщательным образом проверяет, поскольку подозревает плательщиков в схемах. Ведь экспортеры зерна налог на добавленную стоимость платят, тогда как производители сельхозпродукции — нет», — отметил эксперт.
Поскольку текущую задолженность скрыть становится все сложнее, а на «автомат» с 1 марта сможет перейти лишь незначительная часть плательщиков, то Правительству нужно уже сейчас думать, как бороться с новыми долгами.
Не исключено, что Кабмин опять прибегнет к выпуску НДС-облигаций, хотя МВФ это и запрещает. Возможно, в этот раз выдумают какую-то новую схему.
«Если Правительство опять выпустит облигации, это будет серьезной ошибкой. Эмиссия НДС-облигаций должна быть одноразовой акцией. Если выпуски повторятся, это ухудшит дисциплину возмещения налога деньгами», — убежден А.Рудик.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!