Коллекторский закон, принятый год назад, к сожалению, не решил вопрос надлежащего (этического) общения кредиторов с просрочившими свои обязательства должниками. В НБУ исправляют ситуацию на подзаконном уровне.
Сегодня, 5 августа, вступило в силу Положение об установлении дополнительных требований по взаимодействию с потребителями финансовых услуг и другими лицами при урегулировании просроченной задолженности (требований по этическому поведению), утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 04.08.2022 № 170, передает «Закон и Бизнес».
Таким образом регулятор хочет защитить права потребителей и других лиц через обеспечение ответственного отношения со стороны кредитодателя, нового кредитора или коллектора.
В НБУ говорят, что дополнительные требования по этическому поведению были разработаны совместно с участниками рынка для усиления и однозначной трактовки норм Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины по защите потребителей при урегулировании просроченной задолженности».
В частности, вводится запрет на получение согласия потребителя на обработку данных его телефонного справочника и журнала звонков с целью урегулирования просроченной задолженности.
Урегулированы вопросы передачи данных третьих лиц, не являющихся поручителями, имущественными поручителями или наследниками. Если потребитель предоставляет персональные данные третьих лиц, в частности близких, это не означает их непосредственное согласие на взаимодействие. Они должны предоставить такое разрешение самостоятельно.
Также уточнены нормы по личным встречам с потребителем или другими лицами. Такие встречи должны проходить добровольно после получения отдельного согласия на проведение каждой такой встречи. Встречаться по месту работы – запрещено. Под запрет также попал ряд некорректных практик, которые были выявлены Национальным банком в процессе рассмотрения обращений граждан.
Потребители или другие лица имеют право фиксировать неправомерное взаимодействие, которое может быть передано в Национальный банк и использовано при проверке соблюдения требований по этическому поведению.
Сообщается, что наибольший процент обращений в НБУ касается работы именно небанковских банков, имеющих право предоставлять потребительские кредиты. Так, во втором квартале 2022 года обращения из-за нарушения требований по этическому поведению составляют более трети всех обращений по поводу деятельности таких финучреждений. В то же время, очень незначительный процент таких обращений был получен в отношении деятельности банков, по которым также практически не зафиксированы практики применения нецивилизованных методов урегулирования просроченной задолженности.
.
Материалы по теме
Банки заработали вдвое больше в 2023 году
07.12.2023
НБУ установил учетную ставку на уровне 16%
27.10.2023
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!