ВК: «Проблема не в том, что министры несут ответственность слишком легко, а в том, что они не несут ответственности»
Венецианская комиссия на 94-й сессии, прошедшей в марте, попыталась определить единые критерии разграничения политической и уголовной ответственности высших чиновников для всех государств — членов Совета Европы. Выяснилось, что в ряде стран привлечь министра к уголовной ответственности довольно сложно из-за наличия у него своеобразного иммунитета.
Как рассказал «ЗиБ» член ВК, председатель Комитета ВР по вопросам верховенства права и правосудия Сергей Кивалов, соответствующий запрос поступил в комиссию от комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ. Основная цель — получить исходный материал, чтобы разработать объективные критерии, позволяющие разграничить, когда избираемые должностные лица несут политическую ответственность за проступки, а когда их могут привлечь к уголовной ответственности.
«Разработка критериев разграничения политической и уголовной ответственности — это задача Комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ и самой ассамблеи, — пояснил С.Кивалов. — Венецианская комиссия предоставила лишь некоторые общие размышления на эту тему». Также он подчеркнул, что «это не имеет прямого отношения к Юлии Тимошенко, как это представила в украинских СМИ оппозиция».
По его словам, в документе проведен сравнительный обзор правил уголовной ответственности министров в таких странах, как Великобритания, Ирландия, Германия, Португалия, Франция, Польша, Дания, Норвегия, Финляндия, Исландия, Бельгия, Австрия, Эстония, Греция, Италия, Лихтенштейн, Литва, Нидерланды, Румыния, Словакия, Словения, Швеция, Турция, Франция, Албания, Андорра, Россия, а также Украина. В качестве примеров применения этих правил на практике приведены дела о привлечении к ответственности министров Франции, Дании, Исландии и Украины.
Так, в п.74 заключения эксперты ВК сделали общий вывод относительно дел экс-премьер-министров Украины и Исландии. В то же время они акцентировали внимание на том, что «оба дела рассматриваются Европейским судом по правам человека, и не Венецианской комиссии давать им оценку в докладе, носящем общий характер, за исключением того, что многочисленные различия двух рассматриваемых дел свидетельствуют о большом разнообразии аспектов соотношения уголовной и политической ответственности, которые могут возникнуть на практике, из-за чего необходимо давать оценку каждому из дел исходя из его особенностей, сути».
Как отметил С.Кивалов, «сравнительный анализ показал: существует большое разнообразие процессуальных и материальных норм, регламентирующих вопросы уголовной ответственности министров». При этом, по его словам, ВК подчеркнула, что даже в случае определения общих принципов разграничения политической и уголовной ответственности, отдельные дела все равно останутся спорными и противоречивыми. Поэтому каждое конкретное дело должно быть оценено исходя из его существенных особенностей.
Более того, в п.81 заключения сказано: «Возможно, в некоторых европейских странах проблема заключается не в том, что министры несут юридическую ответственность слишком легко, а в том, что они не несут ответственности и что специальные процедуры импичмента функционируют в качестве формы иммунитета, защищающей министра от уголовного преследования».
В п.107 заключения комиссия также отмечает, что «министры не должны быть освобождены от законного наказания, если только это не охватывается четко определенными и ограниченными правилами об иммунитете». По мнению экс-
пертов ВК, министр, совершивший уголовное преступление, должен быть привлечен к уголовной ответственности.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!