Неэффективность института принудительного исполнения судебных решений ставит под угрозу цель осуществления правосудия
О результатах пересмотра судебных решений в апелляционном порядке и рассмотрения дел, связанных с выборами народных депутатов в 2012 году, говориться в заключительной части аналитического обзора. В ней, помимо прочего, содержатся информация о показателях пересмотра решений апелляционных административных судов в кассационном порядке, а также выводы, сделанные по итогам обобщения и оценки деятельности местных и апелляционных админсудов. Напомним, управлением изучения судебной практики и судебной статистики Высшего административного суда подготовлен аналитический обзор состояния осуществления правосудия местными и апелляционными административными судами в 2012 году.
Апелляционный пересмотр
Статистические показатели свидетельствуют о том, что существенно уменьшилось количество измененных или отмененных судебных решений, вынесенных Волынским (на 55%), Киевским (на 27%) и Черкасским (на 23%) окружными административными судами.
В апелляционном порядке чаще всего изменялись или отменялись решения Закарпатского (34%), Днепропетровского (31%) окружных административных судов и Окружного административного суда г.Севастополя (30%): каждое третье решение этих судов было изменено или отменено.
Динамические изменения исследуемого показателя свидетельствуют об ухудшении качества судебных решений Закарпатского окружного административного суда на 21%.
В целом в 2012-м по сравнению с прошлым отчетным периодом количество измененных или отмененных судебных решений окружных административных судов относительно пересмотренных в апелляционном порядке уменьшилось с 29 до 22%. Этот процент остался на уровне 2011 г.
В 2012-м в большинстве окружных административных судов доля измененных или отмененных судебных решений не превысила 6% общего количества принятых. В Кировоградском, Черкасском окружных административных судах — 7%,
в Киевском, Одесском окружных админсудах и Окружном административном суде г.Севастополя — 8%. Было изменено или отменено 10% решений Черниговского окружного административного суда и 12% — Окружного административного суда г.Киева.
Тенденции сохраняются
В Волынском, Днепропетровском, Закарпатском, Запорожском, Кировоградском, Львовском, Николаевском, Сумском, Тернопольском, Херсонском, Хмельницком, Черновицком окружных административных судах этот показатель измененных или отмененных в кассационном порядке решений составлял 1% общего количества, Житомирском, Ивано-Франковском, Киевском, Полтавском, Ровенском, Черкасском окружных административных судах и Окружном административном суде г.Севастополя — 2%, Окружном административном суде АРК, Винницком, Одесском, Харьковском, Черниговском окружных административных судах — 3%, Донецком, Луганском, Окружном административном суде г.Киева — 4%.
В суд кассационной инстанции было обжаловано 7% решений судов апелляционной инстанции (81099).
По результатам кассационного пересмотра судебных решений апелляционных административных судов в отчетном периоде ВАС изменил или отменил 0,8% (8732) общего количества принятых решений, что на 0,3% меньше, чем в предыдущем отчетном периоде. Этот показатель составляет 20% количества дел, рассмотренных в кассационном порядке. По сравнению с 2011 г. он уменьшился на 2%.
Согласно данным статистической отчетности больше всего было отменено решений Севастопольского (24%), Винницкого и Киевского (по 22%) апелляционных административных судов, меньше всего — Львовского апелляционного административного суда (16%). Такие тенденции наблюдались и в 2011 г.
Доминирующая категория
В период кампании, связанной с выборами народных депутатов в 2012 г., наблюдалось незначительное увеличение поступления исковых заявлений в местные административные суды по сравнению с 2006 и 2007 гг.
Так, в отчетный период в местные административные суды поступило 9009 исковых заявлений. В 2006 г. этот показатель составлял 7182 таких заявления, в 2007-м — 8501.
За судебной защитой своих избирательных прав обратились 6509 избирателей. 1385 исковых заявлений поступило от кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, 660 — от политических партий и их доверенных лиц, 165 — от официальных наблюдателей, 15 — от избирательных комиссий и 275 — от других лиц.
Как и во время предыдущих избирательных процессов, больше всего исковых заявлений поступило от избирателей, хотя количество таких заявлений по сравнению с 2006 г. уменьшилось на 9%, с 2007-м — на 17%. Это произошло за счет увеличения поступления в 2012 г. исковых заявлений от кандидатов в депутаты и их доверенных лиц соответственно на 10,5 и 13,4%.
Анализ статистических данных показывает, что исковые заявления об уточнении списков избирателей остаются доминирующей категорией дел. В 2012 г. в местные административные суды поступило 6448 исковых заявлений с таким предметом иска. Их доля в общем количестве таких заявлений, поступивших в суд, составляет 72%. В 2006 г. их было 5618 (78%), в 2007-м — 7689 (90%). Рассмотрение исковых заявлений по делам об уточнении списка избирателей обеспечили местные общие суды как административные.
Второй категорией по количеству избирательных дел в 2012 г. были дела об обжаловании решений, действий или бездействия окружных избирательных комиссий. В отчетный период поступило 849 исков, предъявленных к окружным избирательным комиссиям, или 9% общего количества. 95% таких исков поступило в окружные административные суды.
Субъекты обращения подали 466 исковых заявлений, или 5% общего количества предъявленных к участковым избирательным комиссиям. 97% исковых заявлений такого рода поступило в местные общие суды как административные.
В 2006 г. общие показатели поступивших исковых заявлений этих категорий составляли, соответственно, 6 и 9%, в 2007-м — 3 и 2%.
Что касается обжалования решений, действий или бездействия Центральной избирательной комиссии, то в суды первой инстанции поступило 277 исковых заявлений, или 3% их общего количества. Из них 271 заявление поступило в Киевский апелляционный административный суд как суд первой инстанции.
В 2006 г. относительный показатель поступления исков, предъявленных к ЦИК, составлял 1,3%, в 2007-м — 0,7%.
Оперативное рассмотрение
В отчетном периоде наблюдалось увеличение количества случаев обжалования решений, действий или бездействия кандидатов в депутаты и их доверенных лиц (472 исковых заявления, или 5%). В 2006 г. этот показатель составлял 0,7%, в 2007-м — 0,2%. Такая тенденция наблюдается и относительно поступления исковых заявлений по делам об обжаловании решений, действий или бездействия средств массовой информации. В 2012 г. поступило 182 исковых заявления, или 2% таких заявлений этой категории (в 2006-м — 0,7%, в 2007-м — 0,5%).
В 2012 г. возвращено 403 исковых заявления, или 4,5% рассмотренных, оставлено без рассмотрения 2975 (33%), отказано в открытии производства по 68 (0,8%), открыто производство на основании 5471 искового заявления (61%).
Комментируя эти данные, следует отметить, что в 2012 г. на 15,5% по сравнению с 2006-м и на 19% по сравнению с 2007-м увеличилось количество исковых заявлений, оставленных без рассмотрения. Произошло это за счет уменьшения количества исковых заявлений, на основании которых открыто производство по делу. Другие показатели результатов рассмотрения материалов исковых заявлений изменились в пределах 1—2%.
По данным судебной статистики, в 2012 г. в производстве находилось 5594 дела. Из них с принятием постановления рассмотрено 4679 дел, или 84%. Исковые требования удовлетворены в 3176 делах (57%).
Местные административные суды обеспечили оперативное рассмотрение административных дел по спорам, связанным с избирательным процессом. Показатель дел, рассмотренных с нарушением сроков, как и в 2006 г., составлял 0,1%. В 2007-м с нарушением сроков судами рассмотрено 0,7% дел.
Из 9117 рассмотренных дел в апелляционном порядке обжалованы решения по 1217 (13%). Из них 183 решения были обжалованы в ВАС как суд апелляционной инстанции. Во время предыдущих избирательных процессов этот показатель составлял 5% (2006 г.) и 4% (2007 г.).
88 апелляционных жалоб, или 7%, оставлено без рассмотрения, 19 жалоб (1,6%) возвращено, по 12 (1%) отказано в открытии производства.
По сравнению с 2006 и 2007 гг. соответственно на 4 и 29% уменьшилось количество апелляционных жалоб, оставленных без рассмотрения, на 7,5 и 4,5% — количество возвращенных апелляционных жалоб. Это уменьшение является следствием соблюдения заявителями норм КАС относительно оформления апелляционных жалоб по делам, связанным с выборами, и порядка их подачи.
Уменьшение случаев завершения рассмотрения материалов апелляционных жалоб на стадии открытия производства по делу привело к росту количества рассмотренных дел. Так, в отчетном периоде закончено производство по 1097 делам (90%). В 2006 г. этот показатель составлял 84%, в 2007-м — 52%.
Выводы сделаны
Проводя обобщение и оценивая деятельность местных и апелляционных административных судов в соответствии с данными судебной статистики, можно прийти к выводу, что эти учреждения справляются с поставленной перед ними задачей по обеспечению судебной защиты прав и свобод граждан, юридических лиц в публично-правовых отношениях.
Для отчетного периода характерно уменьшение поступления дел и материалов в местные административные суды. Однако показатель оперативности рассмотрения дел остается высоким. Уменьшение на 2% количества дел, рассмотренных окружными административными судами с нарушением сроков, свидетельствует о том, что председатели окружных административных судов приняли меры для обеспечения выполнения п.2 постановления пленума ВАС «О состоянии осуществления правосудия административными судами в 2011 году» от 16.03.2012 №1 относительно улучшения организации работы судов с целью недопущения нарушений сроков рассмотрения административных дел. Такая работа должна быть продолжена и в 2013 г.
В то же время апелляционные административные суды осуществляли правосудие в условиях чрезмерной нагрузки.
Статистические показатели указывают на причины возникновения такого положения. Например, одним из факторов загруженности судов было несовершенство правового регулирования в социальной сфере. Несогласованность отдельных актов привела к значительному увеличению количества административных дел в 2011 г., что отразилось на работе апелляционных административных судов в отчетном периоде.
Следствием неправильного понимания отдельных норм стало невиданное ранее в судебной практике увеличение количества поданных заявлений о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Данные судебной статистики свидетельствуют об увеличении количества заявлений, поданных в порядке исполнения судебных решений, что указывает на неэффективность института принудительного исполнения судебных решений. Эта проблема, в частности, является и судебной проблемой, поскольку неисполнение судебного решения ставит под угрозу цель осуществления правосудия.
Что касается организации работы судов, то статистические показатели подтверждают: за пять лет процессуальной деятельности окружные и апелляционные административные суды заняли весомое место в системе органов судебной власти и стали неотъемлемой составляющей государственной власти.
Соотношение количества решений, принятых окружными админсудами, и измененных или отмененных в апелляционном порядке в 2011—2012 гг.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!