Есть ли риск конфликта интересов, если муж и жена работают в одном суде, но не подчиняются друг другу?
Не только в кино, но и в жизни часто происходит так, что люди находят друг друга на работе или потом хотят работать вместе, чтобы быть рядом. В жизни это называют любовью, а на госслужбе — конфликтом интересов.
Михаил женился на Светлане (имена изменены) в 2006 году. В 2011-м его назначили на должность федерального судьи. Годом позже Светлана стала помощницей у его коллеги. При этом она никогда не участвовала в процессах мужа. Однако буквальное прочтение Кодекса судебной этики оставляло почву для сомнений и подозрений: насколько такие отношения этичны и нет ли конфликта между интересами государства и личными.
В 2017 году комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов признала, что такой конфликт в данном случае возможен. Председателю суда рекомендовали принять меры. Другими словами, один из супругов должен был найти другую работу.
Тогда врио председателя райсуда и сам Михаил обратились в региональный Совет судей. В июне 2021 года он принял постановление, в котором также указал на «риск возникновения конфликта интересов при исполнении служебных обязанностей в связи с наличием близких родственных связей с сотрудником данного суда». И предписал устранить его в течение месяца.
Тогда Михаил обратился в комиссию Совета судей РФ по этике. Он указал, что не выполняет административных функций в отношении сотрудников аппарата суда. То есть жена не находится в его непосредственном подчинении. Михаил просил разъяснить, действительно ли его занятость с супругой в одном суде может вызывать сомнения в его судейской объективности и нанести ущерб государственным интересам. Если это так, как следует поступить, чтобы устранить такой риск?
Комиссия указала, что как любой человек и гражданин судья безусловно имеет родственные, дружественные, иные связи и личные интересы. Поэтому нельзя исключать, что при самом неукоснительном соблюдении требований профессиональной этики он может при исполнении своих должностных обязанностей оказаться в ситуации конфликта интересов. Но это само по себе не свидетельствует о нарушении судьей требований профессиональной этики и не является этическим проступком.
Комиссия отметила, что Кодекс судейской этики и закон о статусе судей напрямую не запрещают судье и его близким родственникам работать в одном суде. К тому же участие родственников в деле, которое рассматривает судья, в любом случае не допускается.
Закон о госслужбе запрещает родственникам работать в одном учреждении, если один из них будет в непосредственном подчинении другого. В то же время даже судья, который не является председателем или зампредом суда, выполняет в числе прочего и организационные функции. Так, он вправе требовать от работников аппарата соблюдения общих принципов служебного поведения, определенных должностным регламентом, поддержания высокого профессионального уровня, соблюдения надлежащей этики поведения, запретов, ограничений, выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством.
С другой стороны, в каждой конкретной ситуации подтверждением существования личной заинтересованности судьи должны служить не абстрактные предположения, а реальные факты и отношения, способные влиять на исполнение им своих должностных полномочий.
В случае Михаила и Светланы дополнительных мер принимать не требуется. Комиссия ССРФ подчеркнула, что в подобных случаях нельзя исходить из презумпции недобросовестности действий как судьи, так и служащего. Это нарушило бы их конституционное право на труд.
В результате комиссия по этике указала, что супруги могут исполнять обязанности судьи и госслужащего в одном и том же суде без возникновения конфликта интересов. Но председатель суда должен позаботиться, чтоб один из них никоим образом не находился в зависимости от другого.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!