Следует различать кампании на реалистичной почве и заказанные кампании, основанные на фейковых фактах, – Елена Коробкова
При чтении негативной информации о банках следует различать моменты информационных кампаний, которые в своей основе имеют определенную реалистичную почву, и моменты заказанной серой PR-кампании, основанной на явных фейковых фактах. Об этом заявила исполнительный директор Национальной ассоциации банков Украины Елена Коробкова, пишет Украинский бизнес ресурс.
«Когда же мы просто говорим о заказной кампании, направленной на то, чтобы нанести репутационный ущерб организации или персонально человеку, в ней нет ничего общего с реальностью, и она размещается на третьесортных ресурсах», – отметила эксперт.
Елена Коробкова считает, что «черная» кампания против банков в большинстве случаев не имеет объективного основания.
Украинский бизнес ресурс приводит ряд примеров таких атак. Наиболее свежий из них – недавний суд IBOX Bank с изданием Mind.UA (ООО «Фьючер Медиа») о защите личного неимущественного права на неприкосновенность деловой репутации. В июле месяце Хозяйственный суд Киева удовлетворил требования банка и признал недостоверной опубликованную информацию.
В данном случае суд рассмотрел заявление финучреждения всего лишь за 4 месяца, а вот юристы Национального банка Украины уже два года пытаются доказать неправдивость слов народного депутата Александра Дубинского о создании руководством центрального банка «воровских схем». И судебная тяжба пока длится.
В случае ж с еще одним финучреждением – МТБ БАНКом – наблюдается явное манипулирование фактами с подмешиванием яркого негатива.
Немного предыстории: два года назад НБУ оштрафовал пять банков: МТБ БАНК, Банк Восток, «РВС Банк», Альпари Банк и ПАО «Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках». Меры воздействия были приняты по разным причинам. В СМИ начала появляться информация только относительно одного субъекта из пяти – МТБ БАНКа, который обвиняли в отмывании средств более чем на миллиард гривен. Потом, когда юристы банка успешно оспорили санкции НБУ в суде – началась новая волна негатива с заявлениями о подкупе судей и т.п. Хотя сам регулятор не обмолвился ни одним словом о необъективности судебного рассмотрения, заявив только, что выполнил решение суда в добровольном порядке.
На ряде сайтов пошли волной обвинения руководства и бенефициаров МТБ БАНКа во всех смертных грехах. Более полугода юристы финансово кредитного учреждения оспаривали фейковые заявления.
Управляющий партнер адвокатского объединения «Лига независимых адвокатов», адвокат, сопровождающая деятельность ПАО «МТБ БАНК» Ольга Чайка отмечает, что сначала юристы пытались добиться опровержения недостоверной информации путем медиации. «Большинство из редакций немедленно удалили ложные данные, другие - нет. Это в основном сайты, не особенно пекутся достоверностью данных в своих статьях. К ним и были адресованы иски о защите чести, достоинства и деловой репутации», – отметила она.
По мнению Ольги Чайки, заказчиками подобных информационных атак на банки и его топ-менеджмент обычно являются недобросовестные или недовольные клиенты. Она добавила, что существует ряд недостатков в украинских законах относительно контроля за сайтами. Особенно за теми, которые специализируются на распространении фейковой информации.
«Согласно законодательству, ответственность за недостоверную информацию на интернет-ресурсах несет автор статьи или владелец сайта. Очень часто владельцы этих сайтов зарегистрированы за пределами страны, что затрудняет процедуру установления правонарушителя и привлечения к ответственности этих субъектов», – отметила Ольга Чайка.
Впрочем, чтобы не становиться жертвой фейков важно понимать несколько основных вещей, который отличают любую «утку» от достоверной информации. Это практически всегда обязательно клевета если:
– «сенсация» размещена и несколько раз разшерена только на незарегистрированных сайтах с низкой репутацией без публикаций в зарегистрированных изданиях или на информационных ресурсах официальных органов власти;
– заявления негативного характера исходят от людей с запятнанной репутацией, непонятных общественных организаций или первоисточником информации является фейковый аккаунт в социальных сетях;
– «обличительные» статьи практически в одно и тоже время появляются на разных ресурсах с идентичными или очень похожими названиями;
– отсутствуют комментарии второй стороны и кого бы то ни было из официальных должностных лиц.
Адвокат, партнер юридической компании ILF Алексей Харитонов отмечает, что негативная информация на сайтах о банках и его руководстве не сильно распространённое явление. «Заказные материалы появляются с завидной периодичностью на руководство НБУ и ряд банков, среди которых ПриватБанк, МТБ БАНК, и другие», – отметил он.
Юрист заявляет, что сайты для таких информационных атак выбирают третьесортные с весьма сомнительной репутацией. «Судебная практика идёт по тому пути, что интернет СМИ приравнивается и даются такие же гарантии деятельности как печатным СМИ. Суды долгий и дорогостоящий инструмент защиты своих прав. Диффамационные процессы могут длиться 2, 3 и 4 года», - говорит Алексей Харитонов.
Он советует требовать от изданий, которые разместили негативную информацию, дать банку право на ответ, комментарий или пояснения по этому вопросу. «Если серьёзный информационный ресурс размещает негатив о банке, безусловно он предоставит возможность банку на комментарий. Однозначно нужно выступать с публичной позицией по этому вопросу, предоставлять свои документы», – разъясняет Харитонов.
По его словам, ситуация значительно сложнее, когда клевету опубликовали сливные бочки – черные сайты. «Единого унифицированного лекарства от такой ситуации нет. В этой ситуации, наверно, целесообразно рассмотреть судебный метод защиты. Обратиться с иском в суд, однозначно освещать это в СМИ и привлекать к ответственности. Если сайт зарегистрирован за рубежом, то можно попытаться рассмотреть дело в порядке отдельного производства», - резюмировал он.
Решение суда, как минимум, выявит непричастность банка и его руководства к тем деяниям, в которых его обвиняют. И как видно многие банки в своем арсенале уже имеют успешные кейсы по защите чести, достоинства и деловой репутации. Кроме этого, как советуют все эксперты, когда началась информационная атака на банк – главное не молчать и всеми способами опровергать недостоверные заявления.
PROMOTED
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!