Отсутствие государственной поддержки обвалило финансовый рынок
Экономический рост невозможен без развития финансовых рынков, вложения в которые являются одним из основных источников финансирования хозяйства. Однако финансовый кризис нанес тяжелый удар по банковской си¬стеме нашего государства. В то же время Госфинуслуг не смог принять меры для поддержки небанковских кредитных учреждений. Как следствие, отсутствие необходимой помощи еще больше углубило кризис.
Работа без обеспечения
В то же время органы регулирования и надзора за финансовым сектором в Украине обнаружили неготовность к действиям в чрезвычайных ситуациях. Несвоевременное принятие ими мер влияния только увеличивало проблемы финансовых учреждений, считают эксперты Счетной палаты.
Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг как государственный регулятор небанковского финансового рынка существует уже 8 лет, однако ее нормативное, организационное и материально-финансовое обеспечение является недостаточным, отмечают в СП. Следовательно, делают вывод эксперты, Госфинуслуг не имеет должного влияния на подчиненные ему финансовые рынки. Из-за этого комиссия в 2008—2010 годах не обеспечила полного и эффективного выполнения преду¬смотренных действующим законодательством основных задач.
В частности, Госфинуслуг не разработал стратегии развития и решения системных вопросов функционирования рынков финуслуг и не довел до логического завершения в установленные сроки ни одну из трех концепций, направленных на урегулирование деятельности и развитие отдельных сегментов рынка небанковских финуслуг, говорится в заключении коллегии СП.
Как установили аудиторы, активность Госфинуслуг в нор¬мотворческой и контрольной деятельности снижается. Так, численность конт¬рольных мероприятий существенно уменьшилась, в то же время количество обращений в комиссию по проблемным вопросам, в частности и повторных, растет, следовательно, они, по сути, не решаются.
Как следствие, негативные тенденции на рынке небанковских финучреждений, которые усилились во время финансового кризиса, в полной мере не устранены, и они негативно влияют на уровень доверия населения к этому рынку услуг, который практически не развивается. В частности, количество субъектов этого рынка за 2008—2010 годы снизилось на 13%. Уменьшился и размер их активов, а объемы невыполненных обязательств, напротив, растут.
Замедленная реакция
Главной проблемой формирования и усовершенствования нормативно-правового поля регулирования небанковского финансового сектора, по мнению СП, является отсутствие адекватного системного реагирования на те негативные процессы, которые стали следствием финансового кризиса. И это в то время, как мировое сообщество направляет свою политику на реформирование системы регулирования и надзора за финансовым сектором с целью усиления его эффективности и активно предлагает создание мегарегуляторов, которые выполняют функции регулирования банковских и небанковских учреждений (на сегодня такие мегарегуляторы действуют более чем в 40 странах).
Аудитом установлено, что Госфинуслуг не обеспечил планирования показателей своей профессиональной дея¬тельности в соответствии с базовым перечнем результативных показателей и требованиями нормативно-правовых актов относительно полноты и объективности определения критериев оценки своей деятельности. Кроме того, утверж¬дение результативных показателей в паспортах бюджетных программ и отчетности об их выполнении в еще более суженном спектре создало предпосылки для ограничения ответственности комиссии за реальное состояние регулирования ею рынков небанковских финуслуг.
Как следствие, при увеличении почти вдвое (с 54 до 95) функций Госфинуслуг, напротив, необоснованно уменьшено вдвое (с 34 до 17) количество результативных показателей деятельности, а также задач бюджетной программы (с 9 до 6). Применение этих показателей свидетельствовало бы о снижении эффективности деятельности комиссии.
Коллегия Счетной палаты выразила обеспокоенность позицией Правительства и Минфина, которые долгое время не решают вопрос надлежащего финансового и материально-технического обеспечения деятельности Госфинуслуг. Кабмин дал 28 поручений о решении проблемы обеспечения комиссии необходимыми площадями, но она не решается по сути. Бюджетные назначения Госфин¬услуг по расходам потребления ежегодно принимались Минфином в размерах 30—50% от расчетной потребности, а финансирование расходов развития вообще не предусматривалось.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!