Для предотвращения возможного произвола, закон о санкциях следует применять в контексте цели его принятия. Иначе в круг субъектов, осуществляющих террористическую деятельность, может случайно попасть любой.
На это обратил внимание в комментарии для «ЗиБ» судья Конституционного Суда (2014-2018 гг.), д.ю.н. Станислав Шевчук.
Он отметил, что для надлежащего применения этого закона должна существовать устойчивая практика Верховного Суда. В ней необходимо «более четко конкретизировать круг субъектов, осуществляющих террористическую деятельность, и критерии самой деятельности, подпадающих под действие этого закона».
Также С.Шевчук отметил, что «субъекты права, на которых государство налагают санкции, обычно не лишаются конституционного права на судебную защиту». Кроме того, они имеют право на конституционную жалобу, включая обжалование в Конституционный Суд именно этих нечетких положений закона о «субъектах, осуществляющих террористическую деятельность». По его словам, «здесь уместным будет применение ч.3 ст.89 закона о КС, если суды общей юрисдикции истолкуют это положение таким образом, что не соответствует Конституции».
«Применение закона «О санкциях» не может нарушать или нивелировать конституционные права и свободы, в частности право собственности и право на судебную защиту», - отметил бывший судья КС. И напомнил, что общие критерии ограничения конституционных прав и свобод установлены, в частности, в ст.64 Конституции.
Также они развиты через установившуюся практику КС и системно изложены в решении от 1.06.2016 №2-рп/2016. В частности, в этом решении отмечено, что «Ограничение по реализации конституционных прав и свобод не могут быть произвольными и несправедливыми, они должны устанавливаться исключительно Конституцией и законами Украины, преследовать легитимную цель, быть обусловленными общественной необходимостью достижения этой цели, пропорциональными и обоснованными. В случае ограничения конституционного права или свободы законодатель обязан ввести такое правовое регулирование, которое даст возможность оптимально достичь легитимной цели с минимальным вмешательством в реализацию этого права или свободы и не нарушать сущностное содержание такого права».
«Поэтому применение закона о санкциях необходимо осуществлять с учетом этих конституционных критериев», - подытожил он.
Справка:
Статья 64 Конституции гарантирует, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией. Отдельные ограничения прав и свобод возможны лишь в условиях военного или чрезвычайного положения с указанием срока действия этих ограничений.
Учитывая, что в Украине официально не введен ни военное, ни чрезвычайное положение, это по сути делает невозможным введение ограничений конституционных прав и свобод.

.
Материалы по теме
Санкции распространят на всех, кого заподозрят в несоблюдении санкций
в„–47 (1553), 20.11—26.11.2021
ВС начал общаться с СНБО на языке мемов
26.10.2021
Ждать ли помощи от КС в противодействии санкциям РНБО и существуют ли другие стратегии защиты?
в„–37 (1543), 11.09—17.09.2021
Отменить санкции СНБО пытаются через ОАСК
02.09.2021
Китайская компания добилась снятия санкций США через суд
в„–22 (1528), 29.05—04.06.2021
Финмониторинг v. санкции: чем отличаются вводимые ограничения — мнение адвоката
в„–19-20 (1525-1526), 15.05—21.05.2021
У СНБО нет полномочий давать заключения о причастности лица к террористической деятельности
в„–19-20 (1525-1526), 15.05—21.05.2021
Санкции будут оценивать судьи ВС, доход которых зависит от СБУ
в„–18 (1524), 01.05—14.05.2021
Санкции превратились во внесудебный способ расправы с теми, кого власть желает наказать, — нардеп Власенко
в„–18 (1524), 01.05—14.05.2021
Практика ВС не дает оснований надеяться на объективную правовую оценку санкций — адвокат
в„–17 (1523), 24.04—30.04.2021
Санкции к собственным гражданам означают, что в Украине не работают правоохранительная и судебная системы - адвокат
в„–17 (1523), 24.04—30.04.2021
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!