Прекращении полномочий судей Конституционного Суда Украины является грубым нарушением Конституции и основного принципа разделения властей.
Об этом идет речь в письме Венецианской Комиссии и GRECO относительно законопроекта Владимира Зеленского «О восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству», передает «ЗиБ».
В письме председатель Венецианской Комиссии Джанни Букиккио и председатель Группы государств Совета Европы против коррупции (GRECO) Марин Мрчела предостерегли Верховную Раду Украины от принятия законопроекта, которым предлагается прекратить полномочия всех судей КСУ.
В Совете Европы заявили, что поддерживают желание Украины побороть коррупцию в судебной системе. Впрочем призвали учесть все последствия возможного поспешного решения об увольнении конституционных судей.
В связи с этим руководители двух институтов Совета Европы рекомендуют найти альтернативные способы преодоления конституционного кризиса, которые будут соответствовать международным стандартам.
Письмо Венецианской Комиссии и GRECO относительно Конституционного Суда Украины и борьбы с коррупцией:
Уважаемый Председатель Верховной Рады Украины,
Мы обращаемся к Вам относительно законопроекта «О восстановлении общественного доверия к конституционного судопроизводства», который Президент Украины недавно подал в парламент. Этот законопроект подготовлен на фоне решения Конституционного Суда Украины № 13-p/2020 от 27 октября 2020 года, что касается системы антикоррупционных органов Украины.
Эффективная борьба с коррупцией и уважение к независимости судебной власти и верховенства права должны идти бок о бок. Не может быть эффективной борьбы с коррупцией без независимой судебной власти и соблюдение верховенства права. Так же не может быть независимой судебной власти и уважения к верховенству закона, когда коррупция является распространенной.
Усилия Украины в борьбе с коррупцией нужно продолжать и активизировать, в соответствии с Конституцией страны и международными обязательствами, и, в частности, рекомендаций Группы государств Совета Европы против коррупции (GRECO). Рекомендации GRECO должны быть полностью и эффективно выполнены без промедлений. Усилия по борьбе с коррупцией касаются не только принятия законов или создания институтов. Они в основном касаются эффективного проведения реформ. В этом контексте независимость и беспристрастность антикоррупционных органов должны быть обеспечены не только законодательно, но и на практике. Венецианская Комиссия в недавнем Общем Заключении CDL-AD (2020) 022, подготовленном совместно с Генеральным директоратом по правам человека и верховенства права Совета Европы, относительно проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и некоторых Законов Украины о деятельности Верховного Суда и органов судейского управления» (законопроект №3711) также настаивала на важности борьбы с коррупцией в Украине, в частности — в судебной системе.
Конституционный Суд Украины играет важную роль как охранник Конституции и ее ценностей и как арбитр разделения властей.
Мы полностью согласны с важностью обеспечения общественного доверия к Конституционному Суду Украины, и мы бы добавили, что доверие других государственных учреждений не менее важно. Доверие не означает отсутствие независимости, наоборот: Конституционный Суд может пользоваться доверием других государственных учреждений и общественности лишь в том случае, если он действительно независимым.
Доверие нужно заслужить. Но ее можно заслужить только в системе, которая уважает конституцию и верховенство права.
Прекращении полномочий судей является грубым нарушением Конституции и основного принципа разделения властей. Нарушение Конституции, даже если это, возможно, по уважительной причине, не может вести к развитию культуры конституционализма и уважения к верховенству закона, за которым должна следовать борьба с коррупцией.
Мы понимаем, что перед Вами очень серьезный вызов, и мы не недооцениваем необходимость своевременных, твердых и решительных действий.
Однако мы призываем Вас учесть неблагоприятные, глубокие и долгосрочные последствия для страны из-за возможного поспешного решение об увольнении судей Конституционного Суда Украины.
Мы рекомендуем Вам изучить возможные альтернативные пути обеспечения того, чтобы борьба с коррупцией происходила в соответствии с международными стандартами и оставалась приоритетом для Вашей страны.
Группа государств Совета Европы против коррупции продолжит мониторинг соблюдения Украиной международных антикоррупционных стандартов. Венецианская Комиссия и Совет Европы в целом готовы — в срочном порядке, но с учетом времени, необходимого для проведения тщательного анализа вариантов — оказать помощь Вам в определении конкретных путей для решения текущей ситуации.
Председатель Венецианской Комиссии Джанни Букиккио
Председатель Группы государств Совета Европы против коррупции (GRECO) Марин Мрчела

Материалы по теме
Судья, обещавший сдерживать КС, принял присягу
в„–9 (1515), 27.02—05.03.2021
За исполнение решений КС у нас возбуждают уголовные дела, а откровенное пренебрежение ими преподносят как заслугу - адвокат
в„–5 (1511), 30.01—05.02.2021
Скоро заработает новый конституционно-процессуальный кодекс: что он регулирует?
в„–3-4 (1509-1510), 16.01—29.01.2021
Почему суды обречены на институциональные конфликты с другими органами власти и как их минимизировать
в„–1-2 (1507-1508), 01.01—15.01.2021
Есть ли основания для сомнений в полномочии Президента отстранять от должности судью КС?
в„–1-2 (1507-1508), 01.01—15.01.2021
К вопросу о временном отстранении от должности судьи КС на основании ч.3 ст.154 УПК
в„–1-2 (1507-1508), 01.01—15.01.2021
К чему приведет новое обострение в отношениях между Президентом и Конституционным Судом
в„–1-2 (1507-1508), 01.01—15.01.2021
Нардепы не смогли определиться с судьбой КС из-за незнания английского
в„–52 (1506), 26.12—31.12.2020
Деятельность КС существенно усложнят с помощью закона — проект
в„–52 (1506), 26.12—31.12.2020
В Европе дадут правовую оценку антикоррупционном решению КС
в„–48 (1502), 28.11—04.12.0202
Комментарии
Може досить слухати Європу, ніякої допомоги що по Криму, Донбасу, тільки свої інтереси, тому приклад навіть рішення УЕФА по збірній, відношення не демократичне. Необхідно керівництву держави приймати…