Как кража века сделала картину самой знаменитой в мире
Годовой оборот легального арт-рынка сейчас превышает $60 млрд. Не говоря уже о полулегальном и «черном». Правда, иногда благодаря преступлениям сами произведения искусства становятся знаменитыми и резко возрастают в цене.
В книге немецких журналистов «Искусство и криминал», рассказывается не столько о кражах, подделках и аферах, связанных с произведениями искусства, а о деталях и масштабах преступлений, которые обычно оставались за рамками газетных сенсаций, пишет DW.
Так, например, портрет Лизы дель Джокондо считался, конечно, великолепным образцом творчества великого Леонардо да Винчи, но своей культовой репутацией он обязан... грабителям, укравшим ее из Лувра в августе 1911 года.
Итальянец Винченцо Перуджа, работавший в музее стекольщиком, вместе с двумя сообщниками спрятался в воскресенье вечером в каморке. В понедельник рано утром они вынули «Мону Лизу» из рамы и в белых рабочих халатах спокойно вынесли ее мимо уборщиков через служебный подъезд. Так как картина висела тогда довольно скромно между двумя другими, более крупными полотнами, ее исчезновение заметили не сразу. Но потом разразился страшный скандал.
Особенно шумным он оказался потому, что похищение многие считали политическим. Предполагали, например, что «Джоконду» украли по приказу германского кайзера, чтобы осрамить Францию. В свою очередь, в Германии обвиняли французов: мол, это они инсценировали похищение, чтобы найти повод для войны.
О том, что картину украл простой стекольщик, никто — в том числе и полиция — не подозревал. «Мону Лизу» нашли лишь через два года во Флоренции, арестовав В.Перуджу, когда он предложил ее купить одному антиквару. Похититель заявил, что действовал из патриотических соображений: хотел вернуть шедевр на родину.
Правда вскрылась позже. Оказывается, заказчиком преступления был аргентинец Эдуардо де Вальфьерно. Еще до похищения он заказал несколько копий «Моны Лизы», которые позже, когда картину украли, продал как якобы «ту самую» Джоконду. Покупатели, естественно, в полицию не обращались и после того, как картину нашли: пришлось бы признаться в том, что приобретали ворованное.
Сегодня же получил опасное распространение «артнеппинг» (по аналогии с «киднеппингом»). Только здесь вымогают выкуп не у родных, а у музеев и страховых компаний. Продать похищенные картины практически невозможно: они слишком известны, но можно вернуть их владельцам за солидную мзду.

Материалы по теме
Сколько стоит возможность взглянуть в глаза Джоконде
в„–51 (1505), 19.12—25.12.2020
Эксперты подсчитали, в каких городах больше всего арт-объектов
в„–44 (1498), 31.10—06.11.2020
Королевской семье вернули самый богатый храм в мире
в„–29 (1483), 18.07—24.07.2020
Нардепы предлагают сажать за безответную любовь и цитирование Шевченко
в„–9 (1463), 07.03—13.03.2020
У адвокатов может появиться гимн
20.02.2020
В Минкульте горели архивы — СМИ
27.01.2020
В Перу туристам грозит 4 года за упавший со стены камень
в„–3 (1457), 25.01—31.01.2020
Итальянцы просят признать эспрессо культурным наследием ЮНЕСКО
в„–3 (1457), 25.01—31.01.2020
ЮНЕСКО признало тайский массаж культурным наследием
в„–50 (1452), 21.12—27.12.2019
Почему не удалось собрать в Лувре все произведения Да Винчи?
в„–43 (1445), 02.11—08.11.2019
В Египте отменили плату за фото в музеях
в„–31-32 (1433-1434), 10.08—21.08.2019
В Амстердаме предлагают услуги жениха-гида на день
в„–23 (1425), 15.06—21.06.2019
В Брюсселе музыкантов, играющих в метро, отбирают по конкурсу
в„–23 (1425), 15.06—21.06.2019
Поляки стараются есть меньше мяса из этических соображений
в„–20 (1422), 25.05—31.05.2019
На родине Дали решили открыть еще пару музеев художника
в„–15 (1417), 20.04—26.04.2019
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!