Петр Пилипчук: «Для утверждения статуса ВС и обеспечения единства судебной практики целесообразно расширить его полномочия»
Верховный суд любой страны является не только наивысшим судебным органом, но и институцией, отвечающей за судебную реформу. Об этом говорили в Киеве на международной научно-практической конференции «Верховный Суд Украины и демократическое общество: истоки и перспективы».
Обязательность решений
15 февраля в Кловском дворце состоялось мероприятие, посвященное 90-й годовщине создания ВС. Украинские законники, представители зарубежных судебных учреждений и международных организаций, народные депутаты, юристы-практики, научные работники говорили о роли наивысшего судебного органа и его дальнейшей судьбе. Нынешний Председатель ВС и трое его предшественников рассказали об исторической миссии Суда и необходимости вернуть ему утраченные полномочия.
Выступая с поздравительным словом, Председатель ВС Петр Пилипчук, рассказал о создании и становлении этой институции. «В 20-х годах прошлого века советская судебная система была громоздкой и разветвленной. В ее состав входили временные революционные трибуналы. Именно тогда, в декабре 1922 года, Все- украинский центральный исполнитель- ный комитет принял постановление «О введении в действие Положения о судоустройстве УССР». В соответствии с этим положением судебную систему УССР возглавил ВС, начавший свою деятельность 11 марта 1923-го», — отметил Председатель ВС.
По его словам, становление и утверждение ВС происходило чрезвычайно сложно, в условиях перманентных изменений в политической, экономической и общественной жизни государства. Обладателям мантий приходилось нарабатывать судебную практику, осуществлять правосудие и решать человеческие судьбы, учитывая идеологию государства, непрерывное обновление законодательства и системы судоустройства.
«Только с провозглашением независимости в 1991 году ВС стал отвечать своему названию не формально, а по сути. Ведь до этого его можно было назвать высшим судом Украины, но никак не верховным, поскольку его решения мог пересматривать ВС СССР», — подчеркнул П.Пилипчук.
Он рассказал об этапах реформирования судебной власти. В частности, руководитель ВС отметил, что законом «О судоустройстве и статусе судей» были существенно сужены полномочия наивысшего органа в системе судов общей юрисдикции, усложнена организация его работы, а также созданы препятствия для реализации гражданами их конституционного права на доступ к правосудию.
«Впрочем, с принятием указанного закона чрезвычайно важной новеллой в истории отечественного права стало введение в процессуальных кодексах принципа обязательности судебных решений ВС. В отличие от постановлений Пленума ВС, имевших рекомендательный характер, постановления Суда приобрели статус своеобразного судебного прецедента», — отметил председатель наивысшего судебного органа.
«Верховники» позаботятся о законах
Также, по мнению П.Пилипчука, для восстановления гарантий защиты прав и свобод человека, утверждения статуса ВС как наивысшей инстанции в системе судов общей юрисдикции и обеспечения единства судебной практики целесообразно предоставить ВС и другие полномочия, в частности:
пересматривать дела на основании неодинакового применения судами кассационной инстанции в подобных правоотношениях одной и той же нормы не только материального, но и процессуального права;
давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практики.
«Судебная реформа — это долговременный, сложный, многогранный процесс. Понятно, что он будет продолжаться еще определенное время и потребует как совершенствования законодательства, так и поиска путей оптимального правоприменения. На протяжении последних лет суды Украины работают в условиях постоянного обновления законодательства. Изменения касаются норм как материального, так и процессуального права. Этим предопределены чрезвычайно большая загруженность судов и судебные ошибки. В таких условиях перед украинскими судьями, и особенно перед судьями ВС, ставится ответственная задача — оперативно и глубоко изучать новое законодательство, а также анализировать и обобщать практику применения судами новых актов. Только так мы сможем минимизировать судебные ошибки, а также количество случаев нарушения законных прав и интересов граждан», — отметил руководитель Суда.
Он пообещал, что возглавляемое им учреждение и в дальнейшем будет прилагать все усилия, чтобы усовершенствовать законодательство о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей. «Независимость, честность, объективность, непредубежденность при принятии решений, высокий профессионализм, верность принципу верховенства права, преданность делу, гуманизм являются залогом авторитета судьи в обществе, а следовательно, и всей власти и государства. Справедливость, ответственность за судьбу каждого человека должны всегда оставаться непреложными заповедями для каждого судьи», — считает П.Пилипчук.
За восстановлением нарушенных прав — в Европу
Председатель ВС в 1994—2002 гг. Виталий Бойко напомнил, что в нашем государстве существовали формы влияния наивысшего судебного органа на практику правоприменения. Происходило это через постановления ВС, которые отражали судебную практику применения действующего законодатель- ства и в которых давались соответствующие разъяснения рекомендательного характера всем, кто применял действующее законодательство.
«Такая функция ВС как наивысшего судебного органа государства имела важное значение для одинакового применения законодательства всеми судами общей юрисдикции. Очевидно, что такие его полномочия следовало бы сохранить и в дальнейшем», — отметил В.Бойко.
По его словам, сегодня все большее значение для судебной практики приобретают решения Европейского суда по правам человека. «Сейчас судебная система Украины и наивысший судебный орган государства переживают сложный период: все чаще украинские граждане надеются добиться восстановления нарушенных прав не в судебной системе Украины, а в европейских структурах. Это свидетельствует о падении уровня доверия к отечественному правосудию, и одна из причин такой ситуации — существенное сужение функций ВС, его влияния на деятельность украинских судов», — подчеркнул экс-председатель ВС.
Он уверен, что украинское общество еще оценит надлежащим образом роль ВС как наивысшего судебного органа, призванного обеспечить законность деятельности всех судов общей юрисдикции. «А вот действующее законодательство, касающееся функций ВС, должно измениться», — добавил В.Бойко.
Председатель ВС в 2002—2006 гг. Василий Маляренко отметил, что отдал судебной системе почти половину жизни, а ВС — 27 лет. «Я видел здесь многое — и хорошее, и плохое, и взлет ВС, и его падение. Я не буду говорить о пути ВС, а скажу о людях, которые здесь работали. Потому что именно они, по моему мнению, являются лицом Суда».
Вспомнил В.Маляренко и о том, что, когда он пришел в ВС, среди судей было много фронтовиков, строгих и требовательных профессионалов. Это были искалеченные на фронтах Великой Отечественной люди, но высокие духом государственники: Александр Якименко, Василий Ярославский, Федор Белах, Петр Дятлов, Никита Антонов, Михаил Верещага, Евгений Коваленко и др.
«Безногие ходили на работу пешком, рабочий день, как правило, заканчивался в 8—9 часов вечера. У каждого судьи было много дел, но не было ни помощников, ни консультантов, ни компьютеров. Все он делал сам. Тогда на весь ВС было 4 печатных машинки», — поделился воспоминаниями экс-председатель Суда.
«Проводник философии судопроизводства»
В.Маляренко убежден: ВС долгое время был моральным и интеллектуальным авторитетом в судебной системе, ее защитником, представителем в других органах власти, генератором идей. «К нему прислушивались, его уважали. Сегодня без полноценного авторитета ВС судебная система превратится в слепца без поводыря. Поэтому для восстановления порядка в судебной системе нужна «реанимация» ВС», — отметил бывший Председатель Суда.
По его мнению, почти в каждом государстве ВС — не просто инстанция, а особый центр законного влияния на деятельность судебной системы страны и общества в целом. «ВС должен стать своеобразным проводником философии судопроизводства, предложив украинскому народу ее современную модель. В этом смысле Суд мог бы рассматривать жалобы на нарушение прав и основополагающих свобод человека, разгрузив таким образом Европейский суд по правам человека, о чем тот настойчиво просит», — подчеркнул В.Маляренко.
Также он добавил, что ВС необходимо наделить полномочием пересматривать в кассационном порядке дела, сторонами в которых определены законом высшие должностные лица государства, и дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено лишение свободы. Кроме того, ВС должен пересматривать определенные дела в ревизионном порядке. Именно такие изменения, напомнил В.Маляренко, возглавляемая им комиссия Конституционной ассамблеи по вопросам правосудия предлагает внести в Конституцию.
А вот по мнению Председателя ВС в 2006—2011 гг. Василия Онопенко, для восстановления полноценного процессуального статуса ВС даже не нужно проводить конституционную реформу. Поскольку конституционный статус ВС был нивелирован без внесения изменений в Основной Закон, то и восстановление этого статуса не требует внесения в Конституцию каких-либо изменений.
«Нужно лишь в полной мере выполнить требование ст.125 Конституции, предусматривающей, что ВС — наивысший судебный орган в системе судов общей юрисдикции. Бесспорно, определенные конституционные изменения в судебной системе нужны, ведь полноценная судебная реформа требует внесения изменений в Основной Закон», — констатировал В.Онопенко.
Также он подтвердил мнение коллег, что ВС — это не просто судебный орган, не только отдельное звено в судебной системе. «Роль ВС не ограничивается прерогативой в принятии окончательных судебных решений на национальном уровне, выработкой правовых позиций по определенным судебным спорам, направлением судебной практики и обеспечением ее единства. Общественное и правовое значение наивысшего судебного органа в стране намного весомее и существеннее», — убежден экс-председатель ВС.
Он также подчеркнул: мировой опыт свидетельствует о том, что верховные суды играют ключевую роль в общественных процессах. Происходит это путем реализации ими своего особого правового статуса при осуществлении правосудия. «Если говорить об исторической миссии ВС, то следует отметить, что за период своей деятельности ему пришлось принять немало общественно значимых и даже судьбоносных для Украины решений. Хотя, бесспорно, эта миссия выполнялась им каждодневно путем осуществления конституционной функции — рассмотрения дел всех категорий как судом последней инстанции», — отметил В.Онопенко.
Участники конференции пришли к выводу, что роль ВС необходимо повышать, а для этого нужны комплексные законодательные изменения. По мнению законников, доступ человека к правосудию не должен зависеть от решений судов низшего уровня о допуске дела к производству ВС. Порядок пересмотра дел последним, установленный процессуальным законодательством, не должен содержать ограничений права участников процесса непосредственно обращаться в наивысший судебный орган. Ведь подобные ограничения не согласовываются с принципами судопроизводства и создают лишние процессуальные механизмы, которые затягивают принятие окончательного решения по делу и препятствуют восстановлению судом нарушенных прав на протяжении разумного срока. Для того чтобы ВС действительно был наивысшим судебным органом, его должны наделить соответствующими полномочиями.
Закрывая конференцию, П.Пилипчук выразил надежду, что в нашей стране удастся консолидировать усилия всех трех ветвей власти и общественности, чтобы украинцы на национальном уровне получали надежную защиту своих прав, а не искали справедливости в Евросуде. А ВС сможет стать, как сказал В.Маляренко, «проводником философии судопроизводства».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анатолий Головин, председатель КС:
— В течение всей своей истории ВС играл ключевую роль в обеспечении согласованного функционирования системы судов общей юрисдикции, в сохранении единства и последовательности процесса правосудия в государстве. Особое значение деятельность ВС приобретает сегодня, когда нужно неуклонно и последовательно осуществлять сложные социально-экономические реформы во многих сферах общественной жизни, укреплять конституционные фундаменты украинской государственности, утверждать основы верховенства права, защиты фундаментальных прав и свобод человека и гражданина.
Станислав Мищенко, и.о. председателя ВСС:
— 90-летний юбилей ВС — событие государственного масштаба. Это свидетельство неизменной приверженности и верности нашего народа идеалам правды, законности и справедливости. Благодаря настойчивости судей и работников аппарата ВС, их преданности выбранному делу накоплен огромный опыт, подготовлены обстоятельные правовые позиции и разъяснения, которыми постоянно пользуются не только судьи, но и рядовые граждане. ВС как наивысший судебный орган в системе судов общей юрисдикции призван обеспечивать эффективность национальной правовой системы и действенность принципа верховенства права, в том числе путем тесного сотрудничества и постоянного профессионального диалога с высшими судами Украины. Пусть опыт, приобретенный за годы славной истории, ответственное отношение к ежедневной работе, высокий профессионализм и в дальнейшем будут залогом развития демократического, правового государства.
Виктор Татьков, председатель ВХС:
— С принятием Основного Закона начался очередной этап построения независимой судебной ветви власти, в частности, и ВС как наивысшего ее органа. С первых дней проведения реформы ВС стал ее активным участником. С его помощью были подготовлены самые главные законы, направленные на реформирование судебной системы Украины, и другие не менее важные нормативные акты, необходимые для реализации задач, которые ставились перед судами общей юрисдикции. В свое время с участием ВС были созданы новые суды, предусмотренные законом, что способствовало разгрузке ВС от большого количества дел. 90 лет деятельности Суда свидетельствуют о непростой истории нашего народа и подчеркивают важную роль ВС в системе судоустройства.
Игорь Темкижев, председатель ВАС:
— ВС может не только эффективно защищать интересы наших соотечественников, но и способен к изменениям. Именно в стенах ВС прозвучали предложения о необходимости админюстиции. Сегодня благодаря профессионалам, работающим в ВС, наивысший судебный орган приобретает все больший авторитет в государстве и обществе. Для системы общих и специализированных судов он имеет исключительную роль — правового ориентира в обеспечении одинакового применения законодательства и формировании единого правового поля в нашей стране. К его позициям прислушиваются, на его решения ориентируются. Уверен: для того, чтобы демократическое общество с доверием относилось к украинским судам во главе с ВС как к олицетворению верховенства права с независимым, беспристрастным, справедливым судопроизводством, мы должны объединять усилия для преодоления существующих трудностей.
Материалы по теме
В САП «забыли» отстранить Князева от работы
31.01.2024
Упрощен доступ к базе правовых позиций ВС
01.11.2023
У председателя КУС появился заместитель
26.09.2023
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!