Установленный Законом № 580 порядок получения единовременной денежной помощи не допускает неоправданных исключений из конституционного принципа равенства, не содержит признаков дискриминации при реализации полицейскими права на социальную защиту, является соразмерным, имеет правомерную, объективно обоснованную цель.
Такой вывод сделал Конституционный Суд Украины в решении в решении №12-р/2020 по делу №3-76/2019 (1635/19, 2339/19, 3616/19, 4133/19), передает «Закон и Бизнес» со ссылкой на пресс-службу КСУ.
22 октября 2020 года Конституционный суд Украины принял решение по делу относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений пункта 4 части первой статьи 97 Закона Украины «О Национальной полиции» от 2.07.2015 №580–VIIIс изменениями.
Этим Решением Суд признал соответствующими Конституции Украины (конституционными) положения пункта 4 части первой статьи 97 Закона № 580.
Субъекты права на конституционную жалобу утверждают, что, применяя в их делах указанные положения Закона № 580, суды нарушили конституционные гарантии социальной защиты, поскольку выплата единовременного пособия при определении инвалидности полицейского вследствие заболевания, ранения, связанных с прохождением им службы в органах внутренних дел или полиции, не может связываться с таким условием, как основание для увольнения.
Авторы ходатайств отмечают, что в связи с тем, что «указанная помощь выплачивается только работнику полиции, которого уволили по болезни» и при «определении инвалидности полицейском течение шести месяцев после увольнения его из полиции», такие нормы Закона №580 являются дискриминационными .
В решении суда отмечается, что из содержания оспариваемых положений Закона №580 следует, что государство гарантирует полицейскому, который признан лицом с инвалидностью (при определенных условиях), одноразовую денежную помощь, которая является социальной выплатой. Получение единовременного денежного пособия законодатель обуславливает невозможностью дальнейшего выполнения полицейским своих обязанностей по состоянию здоровья именно как лица, находящегося на службе в Национальной полиции Украины.
Конституционный Суд Украины указывает, что в отличие от пенсий по инвалидности, единовременное денежное пособие, предусмотренное частью первой статьи 97 Закона № 580, является социальной выплатой и относится к одному из видов социальной помощи. Предусмотрена этой статье помощь, является юридическим средством социальной защиты сотрудников полиции, предоставляемой государством в связи с утратой ими трудоспособности. Однако право на единовременную денежную помощь в случае потери трудоспособности не является конституционно определенным правом полицейского, а предписания части первой статьи 46 Конституции Украины не гарантируют выплату единовременной денежной помощи, поэтому Верховная Рада Украины может определить порядок и условия ее назначения, предусмотрев порядок реализации такого права в законе.
Таким образом, отмечается в Решении Конституционного Суда Украины, единовременное пособие, предусмотренное частью первой статьи 97 Закона №580, отличается от пенсий, других видов социальных выплат и помощи, гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием, так как не является основным источником существования для лиц, которым ее предоставляют.
Учитывая то, что увольнение полицейского со службы в полиции происходит вследствие обстоятельств, которые возникли на момент прохождения им службы в полиции и делают невозможным дальнейшее ее прохождения независимо от его воли, государством в соответствии с пунктами 3, 4 части первой статьи 97 Закона № 580 предусмотрено осуществление разовой социальной выплаты при условии, что приобретенное полицейским заболевание привело к получению им инвалидности.
Суд в своем Решении указал, что пунктами 1-6 части первой статьи 97 Закона № 580 установлен исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию, перечень оснований для назначения и выплаты единовременной денежной помощи, к которым относятся смерть (гибель) полицейского; получение полицейском инвалидности, частичная потеря полицейским работоспособности без инвалидности.
Приведенные положения Закона № 580 свидетельствуют о том, что в части первой статьи 97 применен дифференцированный подход при назначении и выплате единовременной денежной помощи, учитывающий не только тяжесть последствий социального риска, который наступил для полицейского и членов его семьи, но и то, насколько тесно связан риск наступивший с выполнением полицейским важнейших задач, которые возлагаются на Национальную полицию Украине. В связи с этим другим является также и порядок для начисления соответствующих социальных выплат.
«Установленный Законом № 580 порядок получения единовременной денежной помощи не допускает неоправданных исключений из конституционного принципа равенства, не содержит признаков дискриминации при реализации полицейскими права на социальную защиту, является соразмерным, имеет правомерную, объективно обоснованную цель», — отмечается в решении Суда.
Конституционный Суд Украины также считает, что установленный государством указанный порядок обеспечивает реализацию права на получение такой помощи, и отмечает, что соблюдение определенных Законом № 580 требований является обязанностью субъектов, претендующих на ее получение.
Комментарии
Самий справедливий в світі суд, ганьба йому, взагалі не захищає громадян та Конституцію. Указані положення взагалі не можуть містити терміни 6 місяців, висновок повинні робити медичні комісії чи пов&q…