Для противодействия преступлениям в сфере градостроительства не требуется введение новых специальных составов преступления. Достаточно внести изменения в уже существующие уголовно-правовые нормы.
Об этом говорится в замечаниях Национальной ассоциации адвокатов Украины к законопроекту от 16.07.2020 №3876 «О внесении изменений в УК Украины и КУоАП относительно усиления ответственности за правонарушения в сфере градостроительства», сообщает «Закон и Бизнес».
Правовой анализ документа провел Комитет по уголовному праву и процессу НААУ.
Отмечается, что НААУ не поддерживает положения законопроекта, которыми предусмотрено дополнить Особенную часть УК Украины новым разделом XXI "Уголовные правонарушения в сфере градостроительной деятельности».
В предлагаемом законопроектом новом разделе XXI УК Украины предлагается криминализировать: нарушение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности (ст. 448 УК Украины в редакции проекта); нарушение требований законодательства при планировании и застройке территорий (ст. 449 УК Украины в редакции проекта); самовольное (самовольное) строительство (ст. 450 УК Украины в редакции проекта).
По мнению НААУ, предусмотренные авторами проекта закона склады «новых» преступлений в основном уже закреплены в соответствующих нормах действующего УК Украины, в частности в разделах: «Преступления против собственности», «Преступления в сфере хозяйственной деятельности», «Преступления против безопасности производства».
В то же время, НААУ считает, что противодействовать преступлениям, о которых идет речь в проекте Закона Украины (реестр. № 3876 от 16.07.2020), Можно путем внесения изменений в санкций уже существующих уголовно-правовых норм.
Актуализация проблемы противодействия преступлениям в сфере градостроительной деятельности путем построения новых специальных составов преступлений, принимая во внимание принцип экономии уголовной репрессии, кажется гиперболизированной противоречащей требованиям нормопроектуальнои техники.
Замечания НААУ также касались положений законопроекта, которыми предлагается дополнить перечень субъектов преступлений, предусмотренных ст. 365-2 УК Украины и ст. 368-4 УК Украины таким лицом как «ответственный исполнитель отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры».
Вместе с тем, законопроект не предлагает определение указанного лица. По мнению НААУ, правовая неопределенность в этом вопросе на практике может привести к безосновательного привлечения к уголовной ответственности широкого круга лиц.
НААУ высказала ряд замечаний и относительно предусмотренной законопроектом изменения положений статей 96, 96-1, 188-42 КУоАП путем увеличения штрафных санкций за правонарушения в сфере градостроительной деятельности.
НААУ считает, авторами законопроекта не учтено распределения публичных правонарушений на следующие виды: административные правонарушения, проступки, преступления и, соответственно, постепенный рост в связи с повышением степени общественной опасности наказуемости этих публичных правонарушений.
Вместе с тем, предложенные авторами законопроекта новые санкции значительно превышают санкции в виде штрафа, установленные ч. 2 ст. 12 УК Украины, за проступки.
Материалы по теме
Вниманию обманутых инвесторов компании ТММ
04.02.2024
Расширен список сервисов, доступных в ЦПАУ
10.07.2023
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!