Общественные организации, вовлеченные в реформы сферы правосудия, могут выполнять вспомогательную роль, но их решения не могут быть обязательными для органов государственной власти и органов судейского управления.
Такой тезис содержит консультативное заключение Высшего совета правосудия в отношении законопроекта от 21.09.2020 №4135 «Об основах государственной антикоррупционной политики на 2020-2024 годы», утвержденном на заседании 8 октября 2020 года, передает «Закон и Бизнес».
В заключении ВСП отмечается, что даже лучшими намерениями нельзя оправдать сознательное нарушение или игнорирование норм действующего законодательства.
Отмечается, что обновленная редакция проекта Антикоррупционной стратегии на 2020-2024 годы, внесенного на рассмотрение Верховной Рады как дополнение к законопроекту № 4135, учитывает некоторые замечания, отраженные в решении ВСП, принятом по результатам обобщения предложений судов, органов и учреждений системы правосудия. Но несмотря на это проект содержит существенные недостатки и противоречия.
В частности, в документе говорится об определении добропорядочности как обязательного требования к членам ВСП, ВККСУ, дисциплинарных органов в системе правосудия, а также о проверке на добропорядочность как новых членов ВСП, так и его действующего состава.
Относительно этого предложения в заключении отмечается, что ВСП не возражает против определения добропорядочности как обязательного требования к членам Высшего совета правосудия, вместе с тем подчеркивает, что большинство членов Совета являются судьями, которые уже прошли проверку в соответствии с частью третьей статьи 127 Конституции Украины. Поэтому повторная проверка является чрезмерным требованием, которое ставит под сомнение легитимность процедуры назначения судьи на должность.
В заключении также отмечается, что на законодательном уровне не предусмотрена возможность создания органов и учреждений для проверки членов конституционного органа государственной власти, органов и учреждений с временным статусом, тем более с участием иностранцев. Деятельность аналогичной комиссии уже была признана не соответствующей Основному Закону Украины (решение КСУ от 11 марта 2020 года № 4-р/2020).
По мнению ВСП, подлежит исключению из проекта Стратегии положения о формировании дисциплинарного органа в системе правосудия на основании конкурса, проведенного независимой комиссией, поскольку действующим Законом Украины «О Высшем совете правосудия» предусмотрена четкая процедура образования дисциплинарных палат для рассмотрения дел по дисциплинарной ответственности судей. На сегодня достаточно подробно определены основания дисциплинарной ответственности судей и нормирована работа дисциплинарных палат ВСП.
Проектом предусмотрено участие Общественного совета добропорядочности в разработке и внедрении в практику четких и предсказуемых критериев (индикаторов) добропорядочности и профессиональной этики для квалификационной оценки судей и отбора новых судей, а также участие в подборе и назначении новых судей.
Относительно этого предложения ВСП отмечает, что в оценочный отчет «Оценка судебной реформы в Украине за период с 2014 до 2018 года и соответствие реформы стандартам и рекомендациям Совета Европы» указано следующее: не существует европейских стандартов, предусматривающих участие организаций гражданского общества в осуществлении отбора судей и оценке институтов судебной системы. В случае такого участия они могут информировать и давать советы, но не должны непосредственно влиять на решения, принимаемые компетентными органами.
«Общественные организации, вовлеченные в реформы сферы правосудия, могут выполнять вспомогательную роль, но их решения не могут быть обязательными для органов государственной власти и органов судейского управления», — отмечается в консультативном заключении ВСП. Так же общественные организации или созданные с их участием органы не могут быть наделены полномочиями по контролю за деятельностью конституционных органов. Ни одна общественная организация не уполномочена выступать от имени всего гражданского общества, говорится в заключении.
ВСП считает необходимым исключить из проекта Стратегии положение о применении стандарта доказывания «обоснованное сомнение в добропорядочности» при оценке добропорядочности кандидатов на должность судьи.
Неуместными, по убеждению ВСП, является также положение о введении института уголовной ответственности судей за своевольное злоупотребления своими полномочиями. Судей необходмо привлекать к уголовной ответственности по общему правилу за преступления, совершенные за пределами выполнения судейских обязанностей, считает ВСП.
Не обосновано, по мнению Совета, и предложение о введении эффективного механизма проверки законности происхождения имущества судьи и его близких лиц, ведь согласно Закону Украины «О предотвращении коррупции» судьи относятся к субъектам декларирования, декларации которых подлежат обязательной полной проверке.
Учитывая изложенное и наличие противоречивых норм в законопроекте № 4135 Высший совет правосудия не поддержал его в предложенной редакции и считает, что документ подлежит доработке с учетом замечаний, предоставленных судейским сообществом.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!