Законникам из Харьковской области не хватает 1400 компьютеров, а в Интернете больше всего информации о судах Донецкого региона
Государственная судебная администрация подвела итоги деятельности за 2012 г. На протяжении года ее территориальные управления осуществили ряд мероприятий по реализации задач, касающихся организационного обеспечения деятельности местных общих судов. Как оказалось, за прошлый год не удалось решить ряд вопросов финансового и материально-технического характера, хотя в некоторых судах произошли и положительные изменения.
Планировали одно, а получили другое
Так, основными проблемами финансового обеспечения судебной системы в 2012-м были незащищенность и нестабильность специального фонда. Первоначальным планом были предусмотрены поступления средств от судебного сбора в 2012 г. в размере 1846,3 млн грн. В течение года плановые показатели были откорректированы до 1251,8 млн грн., а фактически за 2012 г. поступило 880,6 млн грн. от судебного сбора, что в 2,1 раза меньше запланированного изначально.
Анализ поступлений средств от судебного сбора показал, что самые высокие показатели наполнения спецфонда госбюджета на протяжении года обеспечили суды хозяйственной юрисдикции — 50% (438,2 млн грн.). Суды общей юрисдикции обеспечили 46% (403,9 млн грн.) поступлений; административной — 4% (38,5 млн грн.).
Причина недофинансирования спецфонда (371,6 млн грн.) — невыполнение плана поступления средств от судебного сбора. Основные причины этого:
• уменьшение количества дел (в судах хозяйственной юрисдикции);
• наличие значительного количества льгот по уплате судебного сбора;
• недостатки законодательства, делающие невозможным налаживание эффективного контроля за взиманием судебного сбора.
Следует отметить, что существенно выросли показатели средней заработной платы работников судебной системы. Но на сегодня проблемой остается существенный разрыв между уровнем заработной платы законников и работников аппарата судов, что создает определенное социальное напряжение.
Компьютеров хватает не всем
К сожалению, актуальным остается и вопрос увеличения финансирования с целью надлежащего организационного обеспечения осуществления правосудия. Так, в процессе внедрения автоматизированной системы делопроизводства было установлено, что в храмах Фемиды, где большое количество судей и работников аппарата, серверное оборудование не выдерживает нагрузки, поэтому его необходимо модернизировать или приобретать более мощное. Еще одной из важных проблем была и остается изношенность компьютерной техники, что не позволяет использовать все возможности автоматизированной системы документооборота в суде.
Есть проблемы и с наличием самих компьютеров. По информации теруправлений ГСАУ, в настоящее время на балансе судов — 13899 ПК. По состоянию на 1 января 2013 г. нужно еще 11413 еди-ниц, то есть 45% необходимого количества компьютеров для полного обеспечения судов. Так, например, в пользовании местных общих судов Житомирской области есть 316 ПК, а нужно еще 444. В отчетном периоде приобретен 1 компьютер и 1 монитор.
Местные общие суды Львовской области обеспечены компьютерами на 45,5% необходимого. Среди имеющихся компьютеров 217 (41,41%) — морально устарели и подлежат списанию. В 2012 г. приобретено 25 компьютеров для местных общих судов.
По состоянию на 1 января 2013 г. местным общим судам Полтавской области нужно приобрести 411 персональных компьютеров, на балансе находится только 474, что составляет 53,6% необходимого количества, из них 104 компьютера не отвечают современным техническим требованиям.
Местным судам Харьковской области нужно 1455 единиц компьютерной техники (5 компьютеров на каждого судью местного суда согласно штатному расписанию). На 1 января 2013 г. в этих судах есть 640 компьютеров, что составляет 43,98% необходимого.
По состоянию на 1 января 2013 г. есть 5980 систем фиксации судебного процесса, то есть 78% необходимого количества. Потребность местных общих судов в технических средствах фиксации процесса составляет 1719 единиц.
Полностью обеспечены указанными системами суды Ивано-Франковской, Ровенской, Тернопольской, Хмельницкой, Черновицкой областей и г.Киева, хуже всего ситуация в Закарпатской (52,80%) и Николаевской (48,46%) областях.
На постоянном контроле теруправлений ГСАУ остается задача своевременного наполнения Единого государственного реестра судебных решений. За 2012 г. местными общими судами в него внесено 4167196 решений.
По информации, предоставленной местными судами Полтавской области, на 1 января 2013 г. из 130548 принятых вердиктов за 2012 г. в реестр в электронном виде было направлено 119877 копий решений, что составляет 91,8% общего количества принятых.
На протяжении 2012 г. местными общими судами Черкасской области в реестр было направлено 97529 электронных копий решений, что составляет 98,2% общего количества принятых за отчетный период. Не отправлены 1770 копий вердиктов (1,8% общего количества), что предопределено несовершенной работой компьютерной программы «Д-3».
О крыше над головой
В течение 2012 г. местные общие суды для осуществления правосудия использовали 735 административных помещений.
Из 665 местных общих судов только 98 (14,7% общего количества) имеют помещения, которые считаются отвечающими требованиям осуществления правосудия (по сравнению с 2011 г., на протяжении которого количество таких судов увеличилось с 94 до 98, в 2012-м ситуация не изменилась).
Самый высокий показатель обеспечения судов помещениями имеют: Ровенская — 39% (7 судов из 18), Николаевская — 29% (7 из 24), Черновицкая — 29% (4 из 14), Херсонская — 27% (6 из 22), Черкасская — 26% (6 из 23) и Черниговская — 25% (6 из 24) области. Ни один из судов Харьковской области, гг.Киева и Севастополя не обеспечен надлежащим помещением.
153 (21%) из 735 помещений, в которых располагаются 665 местных общих судов, находятся в нормальном техническом состоянии, 532 (72%) помещения имеют удовлетворительное техническое состояние и требуют проведения текущего и частично капитального ремонта. Не пригодны для эксплуатации помещения 34 (5%) местных общих судов.
В аварийном техническом состоянии находятся помещения 16 местных общих судов: Шаргородского районного суда Винницкой области, Амур-Нижнеднепровского районного суда г.Днепропетровска, Куйбышевского районного суда г.Донецка, Брусиловского районного суда Житомирской области, Воловецкого и Раховского районных судов Закарпатской области, Коломыйского горрайонного суда Ивано-Франковской области, Таращанского районного суда Киевской области, Центрального районного суда г.Николаева, Ахтырского районного и Роменского горрайонного судов Сумской области, Подволочиского районного суда Тернопольской области, Печенежского районного суда Харьковской области, Чигиринского районного суда Черкасской области, Городнянского и Ичнянского районных судов Черниговской области.
Севастополь — под 100-процентной охраной
По информации теруправлений ГСАУ, по состоянию на 1 января 2013 г. охраняется 582 (78,8%) помещения судов, в том числе подразделениями судебной милиции 429 (58%), из которых в круглосуточном режиме — 168.
Полностью судебная милиция охраняет местные общие суды во время работы этих учреждений в Ивано-Франковской, Тернопольской, Черновицкой областях и г.Севастополе. В то же время менее 40% судов охраняются в Полтавской (21%), Харьковской (37,2%) и Житомирской (38,4%) областях.
Проведенный анализ показал, что сравнительно небольшое количество помещений судов в ряде областей круглосуточно охраняются судебной милицией. Так, в Николаевской, Волынской, Львовской, Луганской и Днепропетровской областях местные суды обеспечены таким режимом охраны на 3,6%, 5%, 8,8%, 11,7% и 11,8% соответственно. В остальных регионах Украины круглосуточно охраняются в среднем от 25% до 30% помещений судов, за исключением местных судов Одесской, Черновицкой, Хмельницкой областей и г.Севастополя, где таких помещений 37,1%, 42,8%, 56% и 75% соответственно.
Охранной сигнализацией уже оборудованы 668 (90%) зданий судов, в частности все помещения в Винницкой, Донецкой, Закарпатской, Ивано-Франковской, Луганской, Херсонской, Черкасской, Чер-новицкой, Черниговской областях и г.Севастополе, свыше 90% — в Житомирской, Кировоградской, Одесской, Ровенской, Сумской, Харьковской областях и г.Киеве. Меньше всего таких помещений (не более чем 70% общего количества) в Киевской и Полтавской областях.
По состоянию на 1 января 2013 г. в 39,3% судов установлен 291 стационарный металлодетектор, в том числе во всех общих местных судах Ивано-Франковской области и г.Севастополе, в свыше чем 90% помещений судов Черниговской области и г.Киева, более чем 50% судов в Винницкой, Закарпатской, Львовской и Ровенской областях, тогда как в Луганской, Николаевской и Сумской областях — в менее чем 20% помещений, ни одного — в Тернопольской области. В остальных регионах металлодетекторы установлены в каждом третьем суде, а в Винницкой и Черниговской областях местные суды, где нет стационарных металлодетекторов, обеспечены портативными.
Предоставление судьям служебного жилья и в дальнейшем остается одной из проблем. Так, по состоянию на 1 января 2013 г. в Едином реестре судей, которые нуждаются в обеспечении служебным жильем, находится 1413 законников, из них:
• 783 — местных общих судов;
• 111 — хозяйственных судов;
• 144 — окружных административных судов;
• 260 — апелляционных судов;
• 28 — апелляционных хозяйственных судов;
• 87 — апелляционных административных судов.
Ориентировочная сумма расходов для обеспечения служебными помещениями (общей площадью 104,4 тыс. м2) судей судов общей юрисдикции составляет около 725 млн грн.
В 2012 г. за счет местного бюджета обеспечены жильем 37 судей, а именно:
• местных районных судов — 21;
• хозяйственных судов — 1;
• окружных административных судов — 2;
• апелляционных судов — 10;
• апелляционных хозяйственных судов — 3.
И со СМИ взаимодействуют
Теруправления ГСАУ принимают меры по распространению официальных сведений об их деятельности и информированию общественности о событиях, которые происходят в судебной ветви власти. Информация на веб-сайтах местных общих судов и страницах территориальных управлений на веб-портале «Судебная власть Украины» постоянно обновляется.
Теруправления отмечают, что невозможно предусмотреть расходы на опубликование в печатных средствах массовой информации объявлений о вызове в суд ответчиков, свидетелей, третьих лиц, поскольку не определено даже ориентировочное количество таких объявлений в год.
Работники ТУ ГСАУ в Черновицкой области на областном радио «Буковина» в еженедельной рубрике «Оперативно о главном: информируют пресс-службы» систематически освещают вопросы деятельности управления. Кроме того, каждую неделю во вторник на радио «Буковина» выходит 3—4-минутная передача под рубрикой «В судах области», в которой предоставляется информация о рассмотрении резонансных уголовных дел, разъясняется процедура обращения в судебные инстанции граждан за защитой своих прав и свобод. На сайтах ТУ ГСАУ в Черновицкой области и районных судов размещены 174 материала о рассмотрении в районных судах наиболее резонансных уголовных дел.
Деятельность ТУ ГСАУ в Винницкой области и местных общих судов региона активно освещается в печатных СМИ. В частности, в отчетном периоде размещены 62 публикации. В газете «Закон и Бизнес» была опубликована статья председателя Ладыжинского городского суда Винницкой области о несогласованности норм КоАП.
В течение отчетного периода теруправления ГСАУ разместили на своих страницах на веб-портале «Судебная власть Украины» 1450 информационных сообщений. Наиболее активно обновляли веб-сайты ТУ ГСАУ в Винницкой (247 сообщений), Одесской (195), Донецкой (167) и Ровенской (117) областях. Меньше всего информационных сообщений было размещено теруправлениями Черкасской (12), Харьковской (2) областей и г.Севастополя (9).
Кроме того, за отчетный период на веб-сайтах судов было размещено 8766 статей. Больше всего материалов на сайтах судов Донецкой области — 1498. Судами Днепропетровской области не было размещено ни одного сообщения.
Выводы и задачи
Подводя итоги, следует отметить, что в течение 2012 г. теруправлениями ГСАУ осуществлен ряд мероприятий по реализации задач, касающихся организационного обеспечения деятельности местных общих судов.
Создание надлежащих условий для работы местных общих судов зависит от многих факторов, среди которых главным является обеспечение государством финансирования в полном объеме.
Основная проблема, которая стоит перед теруправлениями ГСАУ, — низкий уровень удовлетворения бюджетного запроса. Поэтому постоянно особое внимание уделяется вопросам полного и эффективного использования бюджетных средств для организационного обеспечения деятельности местных общих судов.
В процессе внедрения новой полнофункциональной компьютерной программы для автоматизации документооборота в местных общих судах «Д-3» было выявлено, что имеющееся серверное оборудование в судах не выдерживает нагрузки и поэтому его необходимо модернизировать или приобретать более мощное. Таким образом, одной из проблем была и остается недостаточная обеспеченность судов компьютерной техникой.
Особо следует обратить внимание на вопрос надлежащего обеспечения судов помещениями. То, что он решается очень медленно, характеризует не столько работу теруправлений ГСАУ, сколько отношение местной власти к проблемам местных судов.
Вопрос обеспечения судов надлежащими помещениями является очень важным, и решить его можно только при участии всех ветвей власти, в первую очередь при условии соответствующего финансирования государством.
Показатели среднемесячной зарплаты по должностям в 2012 году. Кликните на изображении, чтобы увеличить
Материалы по теме
В горсуд Чугуева зовут двух судей — ВККС
19.04.2024
В райсуде на Волыни сменился председатель
19.04.2024
В райсуде Николаевщины сменился председатель
17.04.2024
В райсуде Житомирщины сменился председатель
16.04.2024
Может ли судья в условиях войны постоянно брать отпуск без сохранения зарплаты — решение РСУ
12.04.2024
Полномочия руководителя аппарата суда, отправка решения в ЕСИТС и другие выводы в обзоре КАС
26.03.2024
Житомирский ОАС переедет в новое помещение
13.03.2024
Комментарии
Я сотрудник суда, и могу всем смело и честно заявить, что зарплата у аппарата суда колеблется примерно от 971 грн до 1536 грн. Лично у меня зп 1147 грн. О каких 2920 грн идет речь.. что это за фантаз…
Коли це у місцевих загальних судах працівники отримували зарплату по 2900 грн. Та навіть у працівників з 20-ним стажем та керівників апарату суду такої зарплати не було. Єдина радість була в кінці ро…